On-line: гостей 5. Всего: 5 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 5746
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.13 12:22. Заголовок: О культуре и культурной среде.


О культуре и культурной среде

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 6253
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 10:44. Заголовок: Canada, Thornhill У..


Canada, Thornhill
Учеба на чужбине
Пришла как-то старшая дочь из школы грустная и задумчивая. Она тогда училась классе в третьем. Смотрю: глаза на мокром месте, хотя она человек выдержанный, немногословный, т.е. она говорит два слова в день, которые подводят итог моим эмоциональным бессмысленностям, кружащим по дому, как чокнутые бабочки. И тогда так было, и сейчас. Человек же с годами особенно не меняется.
- Что случилось?
- Да так.

- Я же вижу, что ты расстроена? Опять математика? Опять эти придирки?!
- Да нет.
- А что?!
- Рассказ читали. Очень грустный. Мальчик письмо написал о своей очень тяжелой, невыносимой жизни. Все подробно описал: как его заставляет хозяин работать, как плохо к нему относятся все члены семьи этого хозяина, как они с ним жестоки. Платят ему мало. Все ужасно.
- А как зовут мальчика?
- Как-то сложно… Ванка… Самое ужасное, что он адрес написал неправильно, вернее вообще не написал. Не понимает что ли, что нужен номер дома, улица, индекс? Он просто написал, что письмо дедушке и никакого адреса! Дедушка никогда не получит его письмо!
- А как зовут писателя?
- Чеков.

Тогда мы взяли с полки сначала собрание сочинений Чехова на русском, потом Булгакова и других и читали… читали 10 страниц я, одну – она.

Прошли годы, вернее лучше так: прошли года. Так более поэтически звучит. На днях младшая дочь уже сейчас в 11 классе вижу - мается с каким-то сочинением. Я за ее учебой не сильно слежу, поскольку прекрасно знаю на что она способна, на что нет. Что тут анализировать, если она антипод старшей дочери и полная моя копия, штамповка? С сочинением, значит, должна справиться легко, хоть и подымится сначала.
- О чем пишешь?
- Да тут имена странные! Все время теряю страницу, запомнить не могу! Как же ее звали? А да! Вот – Татьяна!
- Это главная героиня? А что там о ней вообще?
- Ой, ну, мама, что я тебе буду пересказывать?! Трагедия у нее с сыном, их посадили в большой круглый деревянный контейнер, вернее в форме эллипса, закрыли герметически и бросили в океан во время шторма. Они в нем долго плавали по морю.
- В бочку?
- Ну да, наверное, это по-русски называется бочка, правда я такую вещь никогда не видела. Сейчас я тебе нарисую (рисует).
- А кто бросил? Это в стихах?!
- Ни в каких ни в стихах, просто обычный текст на французском, вот смотри – проза. У Татьяны были две сестры… злюки и завистницы. Они закрутили страшную интригу, наврали, что она родила ненормального ребенка, когда ее муж был в отъезде по бизнесу, даже вернее и не ребенка вообще… короче, все что они делали, было нелегально.
- Ну, ясно: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку»,
- Как же их звали-то? Опять потеряла страницу с их именами! А вот, нашла, одну звали Наташа, вторую Ольга, а принца, который вырос в контейнере, звали Зоран.
- Как?!
- Зоран.
- Почему… Зоран? А царя, который был в отъезде по делам бизнеса?
- А царя звали... Цар или Цар Димитрий.
- А Сватью бабу Бабариху?
- Такого персонажа нет.
- Не может быть!
- Точно нет никакой бабы. Мам, это же адаптированная литература.
- Как? Бабариха – главная злыдня, и все это устроила! А как называется сама «Сказка о царе Салтане»?
- «Царь Димитрий». Проза. Рассказ.

Тогда я нашла на ютюбе старый советский мультик, и весь вечер мы с шестнадцатилетним ребенком, который никогда не был в России, сидели и слушали Пушкина. Ребенку явно нравилось. Очень.
http://toronto-ru.livejournal.com/4100439.html

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 6254
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 11:11. Заголовок: Уважаемые форумчане,..


Уважаемые форумчане, я выложила эту запись в ЖЖ, потому что она меня тронула.
Защемило что-то.
С одной стороны, я понимаю, что нет тут виноватых.
Не стоит расстраиваться из-за того, что кто-то перевирает Пушкина и Чехова.

Но с другой стороны, это наша культура, о которой заботиться можем только мы.
Это та часть русского наследия, которая не передается генетически, но впитывается в детстве от родителей, окружения, школы и которая передается в словесно-зрительных образах.

Любовь к Родине не появляется ниоткуда, она впитывается из сказок Пушкина и Л.Толстого, из стихов Лермонтова и рассказов Чехова.
В их исполнении русская речь звучит, как музыка.

И наша русская культура - это основа нашей цивилизации.
И мне бы хотелось в этой теме обсудить те особенности, которые характеризуют нашу культуру.
И вместе с тем понять, какой нам хотелось бы видеть культурную среду, в которой наши дети могли бы адекватно формировать свое мировоззрение.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 967
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 21:22. Заголовок: Nell пишет: В их ис..


Nell пишет:

 цитата:
В их исполнении русская речь звучит, как музыка.


Я немного поэт, немного музыкант. Я как музыкант чувствую фальш в стихах. Купили диск сказок Пушкина. Так ударения в некоторых словах исправили в соответствии с последними правилами русского языка, в результате рифма проваливается. Я слушать не могу!
Nell пишет:

 цитата:
И наша русская культура - это основа нашей цивилизации.


Наша русская культура давно похоронена и могила быльем поросла.
Nell пишет:

 цитата:
Это та часть русского наследия, которая не передается генетически, но впитывается в детстве от родителей, окружения, школы и которая передается в словесно-зрительных образах.


Сама по себе сказка, поэма, трагедия не является образцом культуры - это лишь свершившееся действие. Культура заключается в отношении к тому что произошло. Помню в школе хорошую оценку за сочинение можно было получить лишь в том случае, если твое мнение совпадало с общепринятым. Сейчас общепринятое мнение навязывается СМИ. Определенные мнения навязывают церковь, имансипированые женщины, окобелевшие мужчины и т.д. В наше время говорить о культуре и тем более русской ...?!
Nell пишет:

 цитата:
И вместе с тем понять, какой нам хотелось бы видеть культурную среду, в которой наши дети могли бы адекватно формировать свое мировоззрение.


Болшинство родителей считают свое мировоззрение эталоном и хотят, чтобы дети разделяли их точку зрения. А мировоззрения у разных людей разные. Уж кажется "Укрощение строптивой." - сколько людей, столько мнений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 968
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.14 22:06. Заголовок: Nell пишет: культур..


Nell пишет:

 цитата:
культура - это основа нашей цивилизации.


Как вообще появляется культура? Как ее вырастить?
Приведу аналогию.
Чтобы на заброшеном поле вырасть культурные растения надо с корнем выдрать многолетние сорняки, запахать поле, дождаться, когда из семян сорняков взойдут всходы и прокультивировать почву. Опять дождаться всходов и забороновать. Только потом можно кидать в землю культурные семена.
Чтобы у нас взрастить культуру надо с корнем выдрать СМИ, Православную церковь и систему образования и вот на пустом месте ....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
папа ))))))))))))))))




Сообщение: 857
Зарегистрирован: 17.04.08
Откуда: Россия, Себеж&СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 07:56. Заголовок: Под термином «культу..


Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» — памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.
В указанном смысле сказка (поэма, стихотворение...) всё же часть культуры.
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
"намёки" из произведений формируют в людях мировоззрение, а иначе говоря, воспитанность, т.е. культурность (У нас (русских людей) часто словосочетание "культурный человек" чаще всего означает воспитанный, начитанный, интеллигентный и т.п.).

Поэтому и отношение к произведению, и само произведение, и "намёки" из него - всё это часть культуры, а в данном случае Русской культуры

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
папа ))))))))))))))))




Сообщение: 858
Зарегистрирован: 17.04.08
Откуда: Россия, Себеж&СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 08:10. Заголовок: "Свято место пус..


"Свято место пусто не бывает"

Маэстро, Вы как классический земледелец скорее всего правы, но именно как классический.
Вот я представляю себе поле или лес, или когда реально там бываю, всегда дивлюсь - как такое многообразие растений может существовать совместно? И ведь красиво! И плоды свои в таком симбиозе приносит.
А потом смотрю на мамины грядки и картина уже не та.

Если брать за основу Вашу аналогию, то, чтобы общество было культурным (что означает воспитанным), нужно постоянно драть сорняки, а то на следующий год поле вновь зарастёт. Как только дал слабину, не усмотрел, так вновь работу придётся начинать сначала.
Это означает, что процесс воспитания слабоустойчив и не воспроизводит сам себя.
Что мы и видим на практике.

Вы не изучали опыт земледелия Зеппа Хольцера? (это намёк ;) )

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 979
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 11:04. Заголовок: маэстро пишет: Чтоб..


маэстро пишет:

 цитата:
Чтобы у нас взрастить культуру надо с корнем выдрать СМИ, Православную церковь и систему образования и вот на пустом месте .


Смена акцента порой ведет к изменению смысла до наоборот.
1. За последние два десятка лет СМИ превратились в машину нагнетания напряженности. Это явно кому-то выгодно, но кому не ясно - "Вверх и в темноту уходит нить".
2. Всем известна фраза - "Фильм снят по мотивам...". Обычно при этом сохраняется место действия и элементы сюжета, смысл и идеология при этом меняются до наоборот. Нечто подобное произошло с Православной церковью. Официально она называется христианской, но таковой является лишь "По мотивам" жизни Христа.
3. Школа по логике должна быть предназначена для воспитания культурного, образованого человека. Смещение акцента видно уже в названии - образовательное учреждение. Задачей школы является загрузка информации, воспитанием школа практически не занимается. Более того при попустительстве учителей в школе царит дедовщина, разделение по кастам. криминальная иерархия и т.п.
Другими словами СМИ, Православная церковь и система образования в себе содержат элементы культуры, но сами по себе путем реформ не могут быть исправлены до культурного состояния.
По аналогии с земледелием в кортофелеводстве от клубня получают семена (после цветения созревает маленькая зеленая помидорка из которой берут семена). Эти семена содержат информацию сорта, но лишены заболеваний, содержащихся в клубне. При правильном выращивании этих семян получают культурное растение со значительным скачком урожайности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 980
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 11:23. Заголовок: Sakich пишет: В ука..


Sakich пишет:

 цитата:
В указанном смысле сказка (поэма, стихотворение...) всё же часть культуры.


Если мы говорим о сказках, то тут имеет место навязывание определенной идеологии путем выбора из огромного числа сказок сказок определенного типа. Современные сказки приводят к разделению на обычный мир и мир сказок. Нечто подобное происходит с компьютерными играми, когда ребенок вообще не желает возвращаться из компьютерного мира в реальный. Древние сказки даже назывались по другому - это были сказы. Отличались от сказок они тем, что передавали реальные события, где герои, благодаря ведическим знаниям совершали сверхъестественные действия. Смыслом таких сказов было - передача знаний.
Sakich пишет:

 цитата:
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
"намёки" из произведений формируют в людях мировоззрение, а иначе говоря, воспитанность, т.е. культурность


Намеки в современных т.н."русских народных сказках" ведут к воспитанию хитрости, лени, стяжательству и т.п., где "по щучьему велению..", "лети лепесток...", или с помощью джина или золотой рыбки можно без труда получить все желаемое(в том числе и любовь).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 981
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 11:32. Заголовок: Sakich пишет: Если ..


Sakich пишет:

 цитата:
Если брать за основу Вашу аналогию, то, чтобы общество было культурным (что означает воспитанным), нужно постоянно драть сорняки, а то на следующий год поле вновь зарастёт. Как только дал слабину, не усмотрел, так вновь работу придётся начинать сначала.
Это означает, что процесс воспитания слабоустойчив и не воспроизводит сам себя.
Что мы и видим на практике.


В давние времена "прополкой сорняков" занимались очень рьяно, плохо воспитаная дочь могла остаться в девках, а после произнесенного матерного слова полагалось промыть рот с мылом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 982
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 11:44. Заголовок: Sakich пишет: Вы не..


Sakich пишет:

 цитата:
Вы не изучали опыт земледелия Зеппа Хольцера? (это намёк ;) )


Мы с женой много чего читаем, в том числе из того, что касается земледелия и животноводства. Отсюда и аналогии. Так, или иначе, в земледелии происходит подавление сорняков и создание благоприятных условий для культурных растений. Хотя в садоводстве встречается обратное - задернение прикорневой зоны ведет к созданию благоприятной среды для развития корней(при определенном виде почв).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 984
Зарегистрирован: 14.11.11
Откуда: Россия, Себеж
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.14 16:01. Заголовок: маэстро пишет: 1. З..


маэстро пишет:

 цитата:
1. За последние два десятка лет СМИ превратились в машину нагнетания напряженности. Это явно кому-то выгодно, но кому не ясно - "Вверх и в темноту уходит нить".


Как-то без внимания осталась тема Книги Малкольма Гладуэлла http://sebezh.borda.ru/?1-38-0-00000084-000-0-0-1390898093 ,хотя книга содержит много полезной информации. Так удаление графити с вагонов привело к резкому снижению преступности. Если законодательно запретить СМИ выносить в новостях ВРЕДНЫЕ новости, ситуация резко изменится.
Та же книга дает информацию как можно распространить новую религию (идеологию).
Предложений по кардинальному изменению системы образования предостаточно, только пропихнуть их снизу не получится.

Одним словом все эти проблемы решаемы, только низы это сделать не смогут, а верхи не хотят.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
папа ))))))))))))))))




Сообщение: 970
Зарегистрирован: 17.04.08
Откуда: Россия, Себеж&СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.15 17:31. Заголовок: Мединский о новой ку..


Мединский о новой культурной госполитике



Вышла фундаментальная статья Мединского, обосновывающая глубинную трансформацию культурной госполитики с позиции ценностей России как уникальной цивилизации (а не периферийной части глобального Запада). Полный разрыв либеральных шаблонов, которые господствовали все постсоветские годы в культуре. Больше всего нынешних космополитов-дегенератов из богемы бесит в Мединском то, что тот не просто стал перекрывать им финансовый краник, а аргументированно обосновывает классическое понимание культуры как воспитания в людях высоких идеалов и традиционных ценностей. Министр культуры посмел перехватить у них управление культурой и позволяет себе им (!), законодателям мод, диктовать правила. Этого они ему не простят никогда. Фурцева по сравнению с Мединским будет прекрасной феей в кошмарных снах креаклов.

Приведу ключевые цитаты, без комментариев. Они очень точны и самодостаточны:


"В 1990-е и «нулевые» под давлением «творческих элит» и под лозунгами «решительного разрыва с тоталитарным советским прошлым» в отношениях государство/культура, по сути, восторжествовала фантасмагория: «хотим как при Сталине — только без Сталина». А именно: государство должно оставить за собой обязательство тотального и безоговорочного финансирования творческой деятельности — но получателей «денежного содержания» от каких бы то ни было обязательств великодушно избавить".

///

"С принятием в декабре 2014 года «Основ государственной культурной политики» мы вступили в новый период, когда «...государственная культурная политика признаётся неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности», а сама культура «...возводится в ранг национальных приоритетов».

///

"Но культура, по моему глубокому убеждению, в основе своей — это не «объект рынка». Логикой «кто девушку ужинает...» здесь ограничиваться было бы ошибочно. Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. И в этом пространстве государство представляет интересы избирателя, налогоплательщика, «потребителя культурной продукции» — то есть народа России. Следовательно, требования к содержанию творческого продукта — это не право государства, а его обязанность, делегированная обществом".

///

Во-вторых, вестись такая дискуссия должна строго в поле признания общих ценностей — общих и для художника, и для власти, и для общества. Какие ценности мы имеем в виду?
Ценность созидательного труда.
Развитие личности как залог общего процветания.
Служение Отечеству.
Единство и преемственность тысячелетней истории России.
Историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР.
Ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием, и всеми традиционными для России религиями — начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.

///

"Мы должны поощрять и инициировать творческую деятельность в поле именно этих бесспорных и естественных ценностей. А в той части художественного творчества, которую государство прямо субсидирует, мы на этих ценностях настаиваем. То есть государство в творчестве ничего не запрещает. Но не всё оплачивает. Подчеркну, исповедование общих ценностей не имеет никакого отношения к тупому верноподданничеству".

///

"Именно гражданское общество возмутилось постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском академическом (!) театре. И ошибка министерства не в том, что мы уволили директора, который не счел нужным вступить в диалог с общественностью. Ошибка в том, что мы с этим решением затянули. Вообще по-хорошему такая постановка должна была быть отвергнута директором еще на уровне идеи".

///

"История отечественного театра еще в XIX веке дала четкий ответ на вопрос, как в рамках государственной культурной политики сочетаются традиция и новаторство: государство системно поддерживает «недостижимые образцы», но никому не запрещается экспериментировать на специальных экспериментальных площадках, на частной сцене и в иных «творческих лабораториях».
Сегодня мы уже и не помним, что классический «психологический театр» МХТ как раз в те годы считался частным творческим экспериментом. А вот «р-р-революционные» сценические безумства с обилием обнаженной женской натуры, скабрезными фантазиями о жизни царей и разнузданным богохульством так и остались постыдным недоразумением. Таким же недоразумением, уверен, останутся и многие «вторичные продукты» нынешнего актуального искусства".

///

"Главный урок нашего исторического опыта: чиновник не должен руководить творчеством. Обеспечивать соблюдение административных, финансовых и ценностных правил — должен. А решать, какими образами «должен» мыслить художник, — не имеет права".

///

"Главный механизм культурной политики — отнюдь не «покупка лояльности лидеров общественного мнения», «признанных творческих авторитетов». Это всё недорого стоит — что было доказано и в феврале 1917-го, и в августе 1991-го, когда именно обласканная казной творческая элита оказалась в авангарде сил, разрушавших государство. Единственный гарант «созвучия» государства, общества и искусства — гражданственность самих деятелей культуры. И творческих работников, и управленцев. А это вопрос кадровой политики".

///

Мы должны держать в поле зрения людей, которые гармонично сочетают творческие и деловые, руководящие навыки, умение не просто решать управленческие задачи, но и чувствовать ту среду, в которой это делается. А еще есть задачи государственной культурной политики — и понимание их, способность претворять их в жизнь тоже входят в круг требований.

///

Перефразируя известную аксиому, скажу: если государство не кормит и не создает свою культуру, ее будет кормить и создавать кто-то другой. И тогда в конечном итоге всё равно придется кормить чужую армию.

***

Похоже, с министром такого уровня мышления у России появляется реальный шанс возродить величие русской культуры. По крайней мере, создать условия для этого, очистив культурное поле от агрессивных сорняков, пытающихся выдать своё убожество за актуальное искусство.

источник

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 399
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




© Наш Себежский форум 2007-2021