Отправлено: 06.04.13 19:13. Заголовок: Умом Россию не понять...
«Россия опасна мизерностью своих потребностей»
«Россия опасна мизерностью своих потребностей», — сказал в позапрошлом веке Отто Бисмарк.
Опасна она не только для врагов, но и для самой себя. Западные системы мотивации эффективного труда кое-как приживаются в крупных городах, но терпят полное фиаско за их пределами. Да и Советский Союз погиб в первую очередь из-за того, что социалистическая концепция «морального и материального поощрения ударного труда» не работала.
В российской провинции большинство составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни слава, потому что они им не нужны. А что нужно? Ответ на этот вопрос корреспондент «Эксперта» получил в беседе с Валерием Кустовым — генеральным директором компании ЭФКО, которая производит продукцию под известными торговыми марками «Слобода» и Altero. Разговор наш состоялся в его кабинете на масложировом заводе в городе Алексеевке Белгородской области.
Неопределенно-мечтательная мотивация
- Действительно, когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике, — рассказывает Валерий Кустов. — Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять — в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям — опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число «неворующих» отметили, что им просто нечего красть.
Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста пяти — это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели.
- А зачем вам понадобились мотивированные крестьяне?
- Для развития нашего масложирового производства (ЭФКО производит подсолнечное масло, майонез и мягкое масло. — «Эксперт») нужны были собственные сельскохозяйственные ресурсы. Наши заводы, расположенные в Белгородской области, окружали разоренные хозяйства. С них мы и решили начать. Ведь после развала колхозов каждый сельский житель получил земельный пай — пять-семь гектаров земли, обрабатывать которые у него возможности не было. Мы арендовали сто четырнадцать гектаров. Материальные ресурсы, семена, удобрения, технику мы имели, но сами всю эту землю обработать, понятно, не могли. Поэтому нужно было пробудить у сельских жителей желание работать и энтузиазм.
Когда психологи проводили интервью с крестьянами, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Позже психологи признавались, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее
- Что вы им предложили?
- Беспроцентные ссуды, акции, власть, доход, возможность самореализации.
- И они отказались?
- В общем, да. Просто работа не пошла. Многие считают, что первые шаги руководителя агрохолдинга очень просты: мы будем владеть, а они будут работать, мы берем на себя ответственность за крупнотоварное производство, а все проблемы крестьян для нас не существуют. Но проблемы на сельской территории существуют, и они заставили обратить на себя внимание: мы получили сожженные комбайны, металлические штыри на полях…
Вот тогда мы поняли, что ситуацию надо прояснить, и пригласили группу московских социологов для проведения исследования, автором и научным руководителем которого стал доктор философских наук профессор Высшей школы экономики Азер Эфендиев.
- Что еще показало исследование?
- Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ «Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта»), пятьдесят девять процентов просто бедны («Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем — нет средств»). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.
При этом преобладающая в среде мотивация — неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: «Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится». Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.
Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.
- Кто больше мотивирован: «зажиточные» или бедные?
- Конечно, «зажиточные» больше. Уклонение от активности развито тем сильнее, чем беднее живет человек. И это, собственно, объясняет, почему он недоедает. А при такой мотивационной структуре можно ждать, с одной стороны, углубления и расширения нищеты, а с другой — рывка к более высоким стандартам жизни со стороны незначительной части сельских жителей. То есть произойдет резкая поляризация, что может привести к социальному взрыву на селе.
Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению («при всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека») склонились двадцать два процента — в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они «такие, какими их сделала жизнь». И только треть ссылается на собственный выбор.
- С чем социологи связывают такую пассивность?
- Этому много причин, и далеко не все понятны. Одна из них — в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян — просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде «акции» или «АО».
- А ворует кто больше: бедные или не очень?
- Самое интересное, что крадут все одинаково. Воровство признается социальной нормой, оно легитимизировано.
Эмпатия — ключевое слово
Каждый второй опрошенный крестьянин в Белгородской области сказал, что ему не нужен туалет в доме. 28% не видят необходимости в душе, 35% — в легковом автомобиле. 60% ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, 60%, открыто признались, что не считают воровство зазорным
- Отчаявшись найти решение, мы позвали в Белгородскую область группу психологов во главе с профессором Николаем Конюховым. Они провели огромный объем работы — каждый из исследованных ими крестьян прошел тест «Семантический дифференциал» (триста шестьдесят оценок, сравнений), MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник — пятьсот пятьдесят шесть вопросов) и несколько других. В общей сложности каждый крестьянин ответил на полторы тысячи вопросов.
- И каков результат этой грандиозной работы?
- Очень простой. Мы нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.
Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: «Вам мнение вашего соседа Васи важно?», — ответ был: «Да вы что, да я его, да пошел он!» А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.
И искренность, открытость. У них уровень эмпатии по сравнению с представителями других культур выше на несколько порядков.
- Извините, а что такое «эмпатия»?
- Это эмоционально-чувственное восприятие. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры — рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную — жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля.
Например, у селянина в отличие от горожанина минимальна эффективность аудиального канала. То есть мою речь они слышат, но не воспринимают. Я могу их через звукоусилитель хоть в светлое социалистическое будущее звать, хоть в капиталистическое, им это все равно. У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.
- То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему?
- Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное — это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто. Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать
- Тот самый сосед Вася? И поэтому для них так важно мнение соседей, односельчан?
- Да. В ходе опроса моделировались ситуации, когда селянам надо было принять решение самостоятельно. Они тотчас от него отказывались, если оно не совпадало с мнением большинства. Для них значим человек, с которым они постоянно взаимодействуют. Их история привела к тому, чтобы не книжки читать по психологии, а изучать человека через собственное эмоционально-чувственное восприятие.
- То есть они сами хорошие психологи?
- Очень. Когда наши психологи проводили интервью, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Опытные специалисты пытались создать эмоциональный контакт и почувствовать то же самое, что и собеседник, — в этом состоит их профессионализм. Так вот, многие из этих психологов говорили, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Им отвечали не то, что думает крестьянин, а то, что опрашивающий хочет услышать. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее. Уровень подстройки у них выше, чем у дипломированных психологов. Это и понятно. Когда внутреннее восприятие человека является основанием для выживания, безусловно, этот канал развивается.
Поэтому эти люди очень быстро эмоционально устают. Тогда у них наступает ощущение пустоты, которого они очень боятся, а с ним и эмоциональное перенапряжение. А это уже мордобой, водка и все остальное. Поэтому они очень берегут свою эмоциональную целостность, они аккуратны в коммуникациях.
- Аккуратны в коммуникациях? Вы же говорили, они открыты, искренни?
- Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать. Вопрос прогнозируемости для сельского жителя — не желание и не научный интерес, а объективная потребность, обеспечивающая существование его самого, детей, рода. Крестьяне знают, что человек, который рядом, — единственное, на что можно опереться в трудную минуту, ничего другого нет. И поэтому при коммуникации у него тратится огромное количество эмоциональной энергии. И вне пределов микрогруппы селянин в контактах аккуратен.
- Ваша компания, видимо, в его микрогруппу не входит?
- Если бы только это, строить мотивации было бы намного легче. Там есть еще одна радость — двойной зажим Блейера. Это психологическое явление, когда в человеке одновременно уживаются противоречивые чувства, и для него характерно это состояние напряжения, колебания. И если вдруг получается так, что в какой-то момент времени преобладает какое-то однополярное эмоциональное состояние, то с большой степенью вероятности в скором времени оно сменится прямо противоположным. И если сегодня сельские жители относятся к ЭФКО хорошо, то завтра все может враз измениться — без всякой видимой причины.
- Если они относятся к вам хорошо, то на самом деле для вас это — плохо?
- Да. Вся история им говорит, что не бывает добра и зла, это две стороны одного и того же. Быть передовиком — хорошо, тебе дадут флажок, деньги даже, но у тебя будут мозоли, и ты посадишь здоровье. Для них нет ничего однозначного, все имеет две стороны. Чем сильнее их пытаешься в чем-то убедить, сформировать эмоциональный центр в одной плоскости, тем быстрее в противоположной плоскости у них сам собой формируется другой центр.
Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, — какое счастье! Мы даем им ссуды, строим больницы, школы. Вы думаете, у них всплеск позитивных эмоций?
- Нет?
ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной организации сельскохозяйственного производства. Мы стали совладельцем бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции и привнесли свой опыт организации. В этом варианте сочетаются два важнейших элемента: с одной стороны, привносится опыт эффективного рыночного конкурентоспособного ведения дел, а с другой — сохраняется общественный характер организации производства сельскохозяйственной продукции
- Хорошо, что к этому времени мы уже многое знали. Мы не хвалили себя, а говорили, что пришли помочь, но бесплатных пряников не бывает. Чтобы добиться симпатии крестьянина, мы должны преподносить две противоположности, чтобы эмоциональный центр смещался совсем незаметно. Мы говорим, что приносим им и что-то хорошее, и что-то плохое, но хорошего немного больше.
- О чем плохом, что приходит с вами, вы сообщаете?
- Мы сообщаем, что забираем у них власть, контрольный пакет акций теперь у нас. Но крестьяне получают школы, больницы, корма, технику. И они делают выбор.
Правила и информация
- Для крестьян важнее всего общественное мнение, а оно легитимизировало кражу. Наверное, вам очень трудно бороться с воровством?
- В том-то и дело. Воруют они колхозное имущество, а ведь в деревнях двери до сих пор не закрывают. У своего соседа по микросреде красть они не будут потому, что сосед — это, как мы уже говорили, единственное, на что можно опереться в трудную минуту. И сосед это знает. Если станет известно, что Вася украл у соседа, Вася станет изгоем. А хуже этого для него нет, потому что система межличностной зависимости для него по эмоциональной значимости находится на уровне жизни и смерти. Мы этим и пользуемся.
Мы попытались создать такую форму социально-экономических отношений, при которой человек был бы включен в коллектив. Я, крестьянин, должен получать деньги, которые обеспечивают нормальное существование. И в то же время от результатов моего труда должны зависеть все окружающие, другие члены микросреды. Гарантом моей эффективной деятельности является не полученный материальный эквивалент, а реакция внешней среды. Как только я начинаю плохо работать, от этого становится хуже всем. А это уже фактор, на несколько порядков лучше обеспечивающий мою эффективность, чем деньги. Для соседа Васи важны не деньги, а то, что я не делаю так, чтобы ему было хорошо. И я знаю, что если я не делаю ему хорошо, он возьмет шило и поправит меня в нужную сторону. Это система индивидуализма и взаимозависимости, сдержек и противовесов.
- Неужели теперь все держится на взаимном контроле крестьян?
- Практически да. А по-другому все равно не получится. Были у нас такие случаи. Тракторист поехал на тракторе домой в соседнюю деревню обедать, истратил лишнее время, горючее. Раньше мы пытались таких наказывать — лишали премии, не давали им работать на хорошем оборудовании. Но крестьяне — это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Нам казалось: это крестьянам дисциплина нужна, а не нам. Когда мы этому трактористу, условно говоря, по голове даем, мы же им лучше делаем. А они видят негативное вмешательство в свою среду и воспринимают нас как врага. Они сплачиваются и воюют с нами, а про то, чтобы со своими разобраться, в пылу забывают.
Существующая теперь система почти исключает наше вмешательство. Она держится на двух вещах: правилах и информации. Мы предложили правила, механизм формирования санкций, их принятие, и отошли. Не мы обеспечиваем их выполнение, а информация.
- Как?
- Издается, например, внутренняя газета. В ней мы теперь напишем, что тракторист, его фамилия, имя, отчество, из такого-то колхоза поехал на тракторе домой обедать, израсходовал горючее на такую сумму. Доходность уменьшилась, значит, все получат меньше. Это достаточно для того, чтобы крестьяне бросились выяснять, а Вася в дальнейшем ответственно поступал.
- Как официально оформлены отношения ЭФКО с крестьянами?
- ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной организации сельскохозяйственного производства. Мы стали совладельцем бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции и привнесли свой опыт организации. В этом варианте сочетаются два важнейших элемента: с одной стороны, привносится опыт эффективного рыночного конкурентоспособного ведения дел, а с другой — сохраняется общественный характер организации производства сельскохозяйственной продукции.
Еще социологи нам сказали, что нужно обратить особое внимание на коллективизм. В стране, где он формировался столетиями, а индивидуализм рассматривался как одно из самых непростительных качеств человека, не может быстро выработаться устойчиво позитивной индивидуальной мотивации. В российской культуре еще не сложился и еще не известно, сложится ли, приоритет личной инициативы и активности.
- И эта форма сотрудничества оправдывает себя?
- Многие элементы этой конструкции работают, и работают прекрасно. Можно съездить в какое-нибудь хозяйство и посмотреть: не герои труда, не передовики, не выпускники Высшей школы экономики, а обыкновенные скотники, доярки, механизаторы в пределах своей фермы знают объем реализации продукции, структуру затрат, алгоритм формирования личной доходности.
Кое-что пока не совсем нам понятно. Но главное — крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни. Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача — сформировать в психике каждого жителя чувство принадлежности к территории. Это у нас получается. Поэтому уровень хаоса на наших территориях уменьшается с достаточно большой динамикой.
Зарина Хисамова
Источник: vrot.su.
______________________
Было бы интересно мнение форумчан по поводу этой статьи. Маэстро, а что говорит Ваш деревенский опыт? Мне кажется, в ней есть какая-то сермяжная правда...
Отправлено: 06.04.13 20:05. Заголовок: Nell пишет: Мне каж..
Nell пишет:
цитата:
Мне кажется, в ней есть какая-то сермяжная правда...
Есть,конечно... Кстати,этому исследованию много уже лет.То есть,перед нами баян..:)
Нелл,Вы же отлично понимаете,что происходит,почему происходит и что надобно делать,чтобы выйти из этой дикой ситуации,в которой народ держат под видом как бы стабилизеца...
Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.
Nell, И. Гончаров еще в середине 18-го века об этом писал. Вспомните Ильюшу Обломова
Отправлено: 06.04.13 22:16. Заголовок: Да вот кажется мне, ..
Да вот кажется мне, что нищета по нашим деревням не сверху идет, типа ой, довели деревню-матушку. Обратите внимание, по этому исследованию видно, что люди сами не готовы для себя что-то делать.
Не знаю, правда, в каком регионе они это исследование проводили, но если масло они производят, то это южные области. Это черноземье. Там воткни палку в землю и она будет расти. Но людей устраивает их уровень жизни. Они никуда не рвуться.Им не надо ничего.
Но посмотрите на тот же Себеж: в центре города - туалеты на улицах и водопровода нет. Это потому, что люди считают, что это нормально. И живут там отнюдь не бомжи. Была в нескольких таких домах - для меня это ужОс нечеловеческий. А люди живут всю жизнь. И другого им не надо. За 200 лет ничего не изменилось. Это уже менталитет. Как в Африке
Отправлено: 07.04.13 09:29. Заголовок: Nell пишет: Но люде..
Nell пишет:
цитата:
Но людей устраивает их уровень жизни. Они никуда не рвуться.Им не надо ничего. Это уже менталитет.
Вы правы. Еще в советское время мне с мужем довелось бывать в Латвии у его родственников. Он тогда ещё курсантом был, год 88-й или 89-й. Что меня поразило. Чистота их городков, Цесис, Валмиера. А приморские Булдури - это вообще сказка, мостовая и фонарики, как на нашем Старом Арбате, домики красивые, ухоженые..клумбы. А какие хутора, как в сказке, чистота, всё покрашено, кругом цветы, в коровниках тоже всё чисто, коровки и овечки чистые, пахнет сеном и молоком. И люди постоянно копаются, что то делают, благоустраивают. В Риге никто не пройдет, фантика или окурка не кинет, а понесёт в кулаке, пока урну не встретит. Вот такой менталитет.
Отправлено: 07.04.13 10:47. Заголовок: Nell пишет: в центр..
Nell пишет:
цитата:
в центре города - туалеты на улицах и водопровода нет.
Но есть и такие жители г.Себежа,которые сами оборудовали свои квартиры:установили туалет, ванну, бойлер, провели воду.То есть,квартира у них получилась ,по сути ,со всеми удобствами.Правда,с печным отоплением. Но это ,с моей точки зрения,лучший вариант,чем отопление от местных котельных по заоблачным тарифам.
Таким образом,есть те,кто живёт так,как получается,а есть,те,кто живёт,как ему нужно...,в бытовом плане.
Уважаемые Nell и РНЕ! Для меня давно ясно,что в стране есть как бы два народа...Естественно,что такое разделение есть и в Себеже...
Для меня давно ясно,что в стране есть как бы два народа...Естественно,что такое разделение есть и в Себеже...
ogranschik , Вы правы. Хотя бы с той стороны, что одни могут себе позволить установить туалет, ванну, бойлер, провести воду, а другим крышу перекрыть не на что, при всём при том, что они не пьяницы и не лодыри, а работают не меньше, зачастую даже больше тех, которые возводят себе 3-х этажные коттеджи со всеми Вами перечисленными благами. Но это уже в отдельную тему из разряда "жестокое лицо капитализма", или нечто подобное этому.
Отправлено: 07.04.13 12:17. Заголовок: Nell пишет: то уже ..
Nell пишет:
цитата:
то уже менталитет. Как в Африке
Вы посмотрите, кто в деревне проживает. В основном старики и старухи или опустившиеся пьяницы. Нормального работоспособного населения там давно уже нет. Все они уехали в большие города, где всегда была работа и нормальные условия проживания. Не надо по некоторым категориям людей судить обо всем населении России.
Отправлено: 07.04.13 12:21. Заголовок: РНЕ пишет: а другим..
РНЕ пишет:
цитата:
а другим крышу перекрыть не на что, при всём при том, что они не пьяницы и не лодыри, а работают не меньше, зачастую даже больше тех, которые возводят себе 3-х этажные коттеджи со всеми Вами перечисленными благами.
Уважаемая,РНЕ!
Вы меня опять не поняли... Я имел в виду вполне простого человека,живущего в доме на четыре хозяина.Но этот человек поставил цель-жить по-человечески,а не так,как получается.А посему,он стал работать и не просто работать,а и зарабатывать деньги. Можно много работать,но мало за это иметь денег. Вот к таким людям этот человек не относится. Он выполнял тут работу,которая достойна оплачивалась...Он искал не работодателя,а деньгоплательщика...А это большая разница.
Есть люди,которые тупо работают на всех:дядю,нынешнее как бы государство,которые их ,пардон,вульгарно имеют... А есть те,кто знает себе цену и не позволяет другим садиться ему на шею...Вот таких индивидов я уважаю...
Отправлено: 07.04.13 13:41. Заголовок: Антитеза , да Вы пра..
Антитеза , да Вы правы. Такая деревня вымирает, но на первый взгляд. И посмотрите, что происходит дальше: Пьянь когда-то все равно сгинет. А вот наследники старушек никуда не денутся. Они будут приезжать в эти старые дома и поддерживать там порядок. Потом надоест им жить в городе -переедут жить в свою родовую деревню, как на пенсию пойдут. Это такой круговорот. Не вымрет деревня. Но лицо у нее поменяется.
Отправлено: 07.04.13 13:41. Заголовок: Что касается сельско..
Что касается сельского хозяйства, то скорее всего будущее за такими вот агрохолдингами.
Псковская область - зона рискованного земледелия. И нет никакого толку поля перепахивать. Сельское хозяйство в своем прежнем виде здесь нерентабельно.
Скорее всего рентабельным у нас может быть только животноводство, а вернее - свиноводство, поскольку оно рентабельнее, чем КРС. И такой свиноводческий комплекс у же построен в Великолукском районе. Интересно, а как там обстоят дела с рабочей силой. Они тоже заказывали психологов с их американскими методиками??)))
Отправлено: 07.04.13 13:57. Заголовок: Nell пишет: Скорее ..
Nell пишет:
цитата:
Скорее всего рентабельным у нас может быть только животноводство, а вернее - свиноводство, поскольку оно рентабельнее, чем КРС.
Уважаемая ,Nell !
Если вести речь о рентабельности производства продукции сельского хозяйства в нынешних условиях и тем более на Псковщине,то лучше вообще ничего не пахать,естественно,не сеять и ,естественно,не собирать урожай... Тем более сейчас,когда страна вступила в г..о(ВТО)...
Другое дело,когда о рентабельности вели речь в условиях сталинской эпохи...В то время страна представляла одну мощную фабрику(завод),а определённые отрасли,как бы её цехами,которые могли быть и нерентабельными.Главное-чтобы рентабельность соблюдалась в целом по стране...
Предлагаю просмотреть интересный ролик о том,как специально создаются толпы дебилоидов,которыми всегда легче управлять,чем не дебилоидами..
Главное-чтобы рентабельность соблюдалась в целом по стране...
Ну да, Вы хотите сказать. что дотационные регионы были, есть и будут? Все дело в уровне дотаций, не так ли?
А по поводу дебилоидов и их упорного взращивания - это целенаправленная и продуманная политика во всем мире. О чем и говорили участники приведенного Вами ролика. И Россия здесь совсем не исключение, а часть мирового процесса.
Обратите внимание, по этому исследованию видно, что люди сами не готовы для себя что-то делать.
И подобная мизерность потребностей наблюдается не только в деревне: Nell пишет:
цитата:
Но посмотрите на тот же Себеж: в центре города - туалеты на улицах и водопровода нет. Это потому, что люди считают, что это нормально. И живут там отнюдь не бомжи.
Тема обсуждения очень интересна И очень интересно то, что я как раз читаю про ту же ситуацию в деревне у Толстого в Анне Карениной. Левин тоже искал некий вид хозяйствования, который бы был оптимален, причем для всех. В произведении есть тонкий момент на тему крестьянства и устройства хозяйства - Старик на половине дороги. Оставшись в отведенной комнате, лежа на пружин- ном тюфяке, подкидывавшем неожиданно при каждом движении его руки и ноги, Левин долго не спал. Ни один разговор со Свияжским, хотя и много умного было ска- зано им, не интересовал Левина; но доводы помещика требовали обсуждения. Левин невольно вспомнил все его слова и поправлял в своем воображении то, что он отвечал ему. «Да, я должен был сказать ему: – вы говорите, что хозяйство наше нейдет потому, что мужик ненавидит все усовершенствования и что их надо вводить вла- стью; но если бы хозяйство совсем не шло без этих усовершенствований, вы бы были правы; но оно идет, и идет только там где рабочий действует сообразно с своими привычками, как у старика на половине дороги. Ваше и наше общее недовольство хозяйством доказы- вает, что виноваты мы или рабочие. Мы давно уже ло- мим по-своему, по-европейски, не спрашиваясь о свой- ствах рабочей силы. Попробуем признать рабочую си- лу не идеальною рабочею силой, а русским мужиком с его инстинктами и будем устраивать сообразно с этим хозяйство. Представьте себе, – должен бы я был ска- зать ему, – что у вас хозяйство ведется, как у старика, что вы нашли средство заинтересовывать рабочих в успехе работы и нашли ту же середину в усовершен- ствованиях, которую они признают, – и вы, не истощая почвы, получите вдвое, втрое против прежнего. Разде- лите пополам, отдайте половину рабочей силе; та раз- ность, которая вам останется, будет больше, и рабо- чей силе достанется больше. А чтобы сделать это, на- до спустить уровень хозяйства и заинтересовать рабо- чих в успехе хозяйства. Как это сделать – это вопрос подробностей, но несомненно, что это возможно.
Отправлено: 10.04.13 11:26. Заголовок: Есть важный момент в..
Есть важный момент во взаимоотношениях работодателя и рабочего (помещика и крестьянина). Цель ведения хозяйства и уровень необходимости и достаточности чего-либо. У помещика и мужика (крестьянина) и цель разная и уровень необходимого. Вот мы тут говорим о сортирах на улице, а между тем, кому-то из нас сортир кажется просто необходимостью и достаточно его иметь на улице, а кому-то сортир кажется крайней важностью и необходимостью иметь его именно в доме, а лучше даже на каждом этаже, чтоб ночью далеко не бегать, и тогда это уже не сортир, а туалет. Уверен, что есть люди, которые считают уличный сортир излишеством, достаточно зайти за кустик. И вот попробуй ты в бить в голову такому человеку, что ему не кусты нужны, а центральное водоснабжение и унитаз.
Отправлено: 10.04.13 11:31. Заголовок: У каждого своя систе..
У каждого своя система ценностей. Вот потому одним нужен город и бабки, а другим лишь бы крыша над головой, пусть и худая. Отсюда же и "растут уши" о том, почему пустеет деревня и растёт город. Людей, желающих иметь больший достаток, становится больше, и потому они ищут, где же можно этот достаток заиметь. Кто знает, как управлять системами ценностей людей, тот способен управлять обществом глобально - Концептуальная власть.
Отправлено: 10.04.13 14:01. Заголовок: Sakich пишет: У каж..
Sakich пишет:
цитата:
У каждого своя система ценностей.
Разговор идет не о том, что человек не желает менять уровень жизни, а о том, что мнение соседа длокирует изменение этого уровня. Речь идет о «деревенском коллективизме». Схематически это выглядит так: Имеется три соседа – сосед 1, сосед 2 и сосед 3. Сосед 1 презирает себя за низкий уровень жизни и презирает других соседей за то, что они живут так же плохо. Сосед 1 хотел бы изменить свой уровень жизни, но боится осуждения соседей. Сосед 2 был бы не против поддержать соседа 1, но боится осуждения за свою поддежку соседа 3, а сосед 3 так же не против поддержать соседа 1, но боится осуждения соседа 2. В результате все сидят в дерьме и боятся высунуться.
Nell пишет:
цитата:
Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: «Вам мнение вашего соседа Васи важно?», — ответ был: «Да вы что, да я его, да пошел он!» А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.
В больших городах мнение соседа мало кого волнует, а вот в малых городах «деревенский коллективизм» работает в полную силу.
Отправлено: 10.04.13 14:10. Заголовок: В последнее время в ..
В последнее время в «деревенский коллективизм» активно вмешиваются «дачники», т.е. «чужаки» с высоким уровнем жизни. Не обращяя внимания на мнение местных жителей они устраивают свою жизнь так, как считают нужным и местные в тайне от соседей подстраиваются под них. Так, например, теплый туалет в деревне еще редкость, а вот слив из умывальника в яму и водопровод есть почти у всех.
Отправлено: 10.04.13 17:45. Заголовок: Маэстро, я давно зам..
Маэстро, я давно заметил, в прочем не я один, что люди видят только то, что хотят видеть. Признаться честно, Ваша поправка в мой адрес меня сильно задела, поскольку во-первых, Вы скорее всего не ту фразу цитировали, а во-вторых, не поняли или не захотели понять меня, и как бы рубанули, указав на то, что я вообще не понимаю о чём тут речь. А может мне и поделом. Но раз уж так всё повернулось, вот, что вижу я и о чём говорю.
В статье поставлен отчётливо вопрос – А ЧТО НУЖНО? Как заставить русского мужика эффективно трудиться?
цитата:
Российской провинции большинство составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни слава, потому что они им не нужны. А что нужно? Ответ на этот вопрос корреспондент «Эксперта» получил в беседе с Валерием Кустовым — генеральным директором компании ЭФКО … Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей (односельчан) и искренность.
Поиск ответа автора статьи приводит к выводу, что мотивировать на труд русского мужика можно через то, что ему важно, через то, что он считаю ценным в своей жизни. А важно ему, как оказалось, мнение немногочисленной группы соседей.
Валерий Кустов не может изменить систему ценностей крестьян, но он знает, что для них важно, а потому может ими управлять
Поиск ответа автора статьи приводит к выводу, что мотивировать на труд русского мужика можно через то, что ему важно, через то, что он считаю ценным в своей жизни. А важно ему, как оказалось, мнение немногочисленной группы соседей.
Мне показалось, что все значительно проще. Продолжу приводить примеры: Сосед 1 устроился на работу и на первую зарплату установил на доме TV тарелку. Эта тарелка так раздражала соседей, что они сожгли комбайн, на котором работал сосед. Тогда работадатель применил принцип социализма (за который так ратует ogranschik). Теперь сосед 1 получает лишь половину зарплаты, а на вторую половину работодатель подарил соседям по телевизору и "бесплатно" подключил их к спутнику. Теперь соседи смотрят телик, плюют в потолок и посматривают в окно - не проспал ли сосед1 на работу. Таким образом сосед 1 за свои деньги получил двух надзирателей, которые вытолкнут его на работу, даже если тому будет нездоровиться.
Валерий Кустов не может изменить систему ценностей крестьян, но он знает, что для них важно, а потому может ими управлять
Да, он еще кроме этого сделал для них понятной схему образования прибыли, расходов, затрат и т.д. Они все там стали "экономы". Т.е. он сумел объединить цели, сделать их общими. Для крестьян подневольный труд - это то же рабство.
И я думаю, что у деревенских в крови уже есть против рабства антиген. Все тот же известный всем принцип: " А мне ничего не надо и пошли все на фиг!"...))):
Отправлено: 11.04.13 11:39. Заголовок: Nell пишет: Мы попы..
Nell пишет:
цитата:
Мы попытались создать такую форму социально-экономических отношений, при которой человек был бы включен в коллектив. Я, крестьянин, должен получать деньги, которые обеспечивают нормальное существование. И в то же время от результатов моего труда должны зависеть все окружающие, другие члены микросреды. Гарантом моей эффективной деятельности является не полученный материальный эквивалент, а реакция внешней среды. Как только я начинаю плохо работать, от этого становится хуже всем. А это уже фактор, на несколько порядков лучше обеспечивающий мою эффективность, чем деньги. Для соседа Васи важны не деньги, а то, что я не делаю так, чтобы ему было хорошо. И я знаю, что если я не делаю ему хорошо, он возьмет шило и поправит меня в нужную сторону. Это система индивидуализма и взаимозависимости, сдержек и противовесов.
Беда российских деревень в том, что в деревнях не осталось рабочих, готовых отдать половину своей зарплаты на то, чтобы соседу Васе было хорошо. Все они уехали в города, где работает принцип капитализма и рабочий получая всю зарплату расходует ее по своему желанию.
Беда российских деревень в том, что в деревнях не осталось рабочих,...Все они уехали в города..
Полная фигня, на мой взгляд. В деревне не осталось работников- это правда! Уехали в города, тоже так! Но, не потаму, что маэстро пишет:
цитата:
где работает принцип капитализма и рабочий получая всю зарплату расходует ее по своему желанию.
Уезжая из деревни, молодёжь, начиная с 60-х была на это "заточена" всеми условиями жизни. Главной планкой любого школьника ,мало-мальски овладевшего грамотой, была высшая школа(ВУЗ) , а для других, что "пониже"-ПТУ и работа в городе. Так их воспитала семья и школа! Так ставились задачи:-"Учись, а то будешь быкам хвосты заламывать" В школах писали сочинения на тему:- Кем я хочу быть?" Никто не писал , практически, что хочет стать землепашцем, скотником или даже сельским учителем или доктором. Не пристижно, считалось , даже в самых распрекрасных колхозах(совхозах)-миллионерах. Никто в школе из педагогов, тогда не пытался переубедить школьника , как и дома-родители, что , "где родился, там и пригодился." Толпами приезжали "вербовщики" из городов , для агитации школьников в разные профшколы в города. Вот и плодилась "лимита" ("Москва слезам не верит") в больших городах. Уровень жизни заметно разнился между городом и деревней. Возвращались единицы...и не надолго. Вот теперь тот результат, которого и надо было ждать! Ничего другого . Никакая "зависть" соседа не влияет на человека, если он убеждён, что он делает благо для себя и свое семьи, своих детей.
Никакая "зависть" соседа не влияет на человека, если он убеждён, что он делает благо для себя и свое семьи, своих детей.
перегрузка, Вы пишите о нормальном, свободном человеке. такого человека мало волнует общественное мнение. Но речь идет о вредительсве соседей не вовлеченных в производственный процесс, котрые получив свой кусок пирога перестают вредничать и более того - следят за дисциплиной.
Уезжая из деревни, молодёжь, начиная с 60-х была на это "заточена" всеми условиями жизни. Главной планкой любого школьника ,мало-мальски овладевшего грамотой, была высшая школа(ВУЗ) , а для других, что "пониже"-ПТУ и работа в городе.
Сейчас положение немного изменилось и найти нормальную работу в городе стало не так то просто. Поэтому некоторые, рванувшие в город, возвращаются обратно - здесь доходы ниже, но и расходы минимальны(большая часть продуктов своя), в результате можно получить достаточно сносный уровень жизни(если есть хоть какая работа).
Нет такого человека ни в одной стране, которого, так или иначе, не волновало бы "общественное мнение". (исключу желающих пожить на необитаемом острове может приведете пример?) Так или иначе, мы вынуждены жить в социуме . Иногда дружественном к нам; иногда- не очень! Зависит, к стати, зачастую от нас самих!(наглядный пример наш друг-ogranschik ) маэстро пишет:
цитата:
Вы пишите о нормальном, свободном человеке
не хотите ли Вы сказать, что таких в обществе меньшенство, или вообще - единицы? маэстро пишет:
цитата:
речь идет о вредительсве соседей не вовлеченных в производственный процесс, котрые получив свой кусок пирога перестают вредничать и более того - следят за дисциплиной.
с примерами Вашими : сосед 1,2,3 ознакомился. Вот такую ситуацию могу назвать частной, даже индивидуально-бытовой , но не повсеместной! Это приблизительно, если мои соседи (по обе стороны) не скашивают траву-бурьян, которая засоряет мой участок, я могу "дать на лапу" одному из соседей, чтобы он заодно и проследил за первым? Так, если очень примитивно?
некоторые, рванувшие в город, возвращаются обратно - здесь доходы ниже, но и расходы минимальны(большая часть продуктов своя), в результате можно получить достаточно сносный уровень жизни(если есть хоть какая работа).
а если на этом факторе сыграть изначально, не обещать "золотых замков " в городе, объяснять на месте ( в семье и школе), что можно и нужно жить на селе и жить , вполне, обеспеченно, при желании, то % % оставшихся и "заточенных" на посадку своего "дерева", постройку "дома" и рождения"сына" в разы увеличится. Сила убеждения-великая сила , если она еще и примерами подтверждена. "Лиха беда-начало" Сейчас очень заметна тенденция "бегства " из мегаполисов. Экология среды, питания и обитания. Только бы опять "палку не перегнуть", а то не будет места, где "дышится легко"
Отправлено: 11.04.13 13:11. Заголовок: перегрузка, дело в т..
перегрузка, дело в том, что в деревне вообще нет работы за которую хоть что нибудь платили, школы закрываются, и возвращаться в такую деревню нет смысла. Возвращаются чаще всего пенсионеры, которые на "оставшиеся" строят дома и сажают деревья, но не растят сыновей, котрые будут жить и работать в деревне.
Сейчас очень заметна тенденция "бегства " из мегаполисов. Экология среды, питания и обитания.
За этими прелестями бегут лишь пенсионеры, которым не нужна работа. Трудоспособным индивидам в деревне делать нечего. Землю пахать в наших широтах не выгодно.
Отправлено: 11.04.13 13:51. Заголовок: маэстро пишет: не р..
маэстро пишет:
цитата:
не растят сыновей, котрые будут жить и работать в деревне.
Вот в этом вижу проблему. Но "массовый исход" из городов не будет таким быстрым. Важна, для начала тенденция.
Антитеза пишет:
цитата:
Землю пахать в наших широтах не выгодно.
Не выгодно было всегда или стало? Думаю, что стало! А В Беларуси, как? Вы ,в Себеже предпочтение на рынке отдаете каким продуктам? Местным , беларусским или неизвестного происхождения? Думаю, что первым двум, если уверены на 100%, в достоверности их происхождения. Даже , если они будут и подороже. Может я ошибаюсь?
Отправлено: 11.04.13 14:45. Заголовок: На мой взгляд сейчас..
На мой взгляд сейчас наметились 2 тенденции исхода из мегаполисов: первое - уставшие от городской жизни пенсионеры и дачники; второе - сознательная молодежь, молодые семьи, которые хотят жить в естественных условиях и рожать-растить детей. Интересно, что у последних еще и сельских специальностей-то нет. Они на месте все осваивают. Но они креативщики, разрабатывают свои идеи, чем и как можно прокормиться на земле.
Кстати, в "Чистом небе, уже ок. 50 семей купили участки и строятся. Зимовали. И никто не сбежал, не уехал. Скорее наоборот. Даже иностранцы подтягиваются Ходят там все с бородами, как староверы. Не до городского политесу...
Не выгодно было всегда или стало? Думаю, что стало! А В Беларуси, как?
перегрузка, мне кажется, что Вы плохо разбираетесь в сельском хозяйстве. К сожалению сельское хозяйство в нашем регионе очень мало, а местами и совсем не доходное дело. Себестоимость с.х. продукции как у нас, так и в Белорусии велика, поэтому в магазине проще найти овощи и фрукты из Израиля, нежели из России или Белорусии. Большая часть с.х. хозяйств в Белорусии пока поддерживалась государством, но теперь батька Лукашенко собирается снять эти дотации и поддерживать лишь хозяйства, приносящие прибыль. Цены на товары в Белорусии сейчас очень велики.
Кстати, в "Чистом небе, уже ок. 50 семей купили участки и строятся. Зимовали. И никто не сбежал, не уехал. Скорее наоборот. Даже иностранцы подтягиваются
Это интересное начинание. Готов "держать кулаки" за ребят. Очень бы хотелось, чтобы это оказалось серьезным начинанием, а не детским авантюризмом.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 190
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет