On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 3293
Зарегистрирован: 17.02.08
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.11 20:51. Заголовок: Иван Дмитриевич Фридрих


Иван Дмитриевич Фридрих



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 3294
Зарегистрирован: 17.02.08
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.11 20:52. Заголовок: Хранитель былого В..


Хранитель былого



В Петербурге, в Пушкинском доме, есть персональный фонд Ивана Дмитриевича Фридриха: рукописи, книги, письма, фотографии. Фридрих — выдающийся фольклорист, посвятивший свою жизнь собирательству русского народного творчества Латгалии.


Родом он из–под Себежа, входившего до революции в Витебскую губернию, из семьи священника. После школы учился в духовном училище в Полоцке, затем в духовной семинарии во Владимире. В 1920–е по мирному договору между советским правительством и Латвией часть Витебской губернии отошла к Латвии, в том числе и родные места Фридриха. Так он оказался в другом государстве. Стал учителем в сельской школе: вел русский, математику и даже физкультуру. Бывшая воспитанница этой школы — Верховской, четырехклассной, вспоминала: "Культурный, обходительный, интеллигентный человек. Все остальные учителя были куда проще…" В Верховье Фридрих познакомился и со своей будущей женой — Зинаидой Николаевной Покровской.

Он с детства любил русский фольклор, а собирать устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, загадки — начал в середине 1920–х. В даугавпилсской газете писал: "Мы, русские, до самого последнего времени мало интересовались своим родным. Начиная с Петра Великого и кончая последними западниками, нам все время указывали на Запад, советовали его изучать, ставили его в пример, а посмотреть, что есть у нас самих, мы не удосужились. Сейчас еще не поздно. Есть еще время посмотреть на себя глубже, изучить себя. Это можно сделать, знакомясь с истоками духовной культуры русского народа — народным творчеством".

Эти мысли не менее актуальны и сегодня, когда русским Латвии тоже все время ставят в пример западную цивилизацию и советуют равняться на нее, а также на титульное население Латвии. Однако приводит это к обратным результатам — люди все больше поворачиваются лицом к России, проявляют интерес и к собственным корням, и к корням русских Латвии. А корни эти многовековые, богатейшие. Об этом свидетельствуют и материалы, собранные Иваном Дмитриевичем в книге "Фольклор русских крестьян Яунлатгальского уезда", выпущенной им в 1936 году. Одних народных песен какое разнообразие: детские и хороводные, плясовые и беседные, семейные и шуточные, ямщицкие и солдатские, казацкие, сатирические, пародийные.

Очевидцы вспоминают, что свои первые материалы исследователь собрал в деревне Вознесенье Яунлатгальского уезда и в окрестностях: ходил по домам и просил старых женщин напеть песни, которые они слышали от матерей или бабушек. Были в деревнях и крестьянские русские хоры. Именно от них он записал много свадебных песен. Однажды по просьбе фольклориста хор, которым руководила Прасковья Семеновна Богатырева, инсценировал старинную свадьбу. Позже старинный свадебный обряд существенно дополнился: в сентябре 1926 года о нем рассказала 60–летняя Фекла Пантелеевна Вознесенская из деревни Краули. Фольклорист заносил в тетрадь все детали — о рассказчиках, датах, населенных местах.

Он приезжал к крестьянам не только с карандашом и тетрадкой — часть песен удалось записать на звукозаписывающий аппарат!

В двух деревнях наблюдал и описал старинный хоровод. Немолодые женщины, взявшись за руки, парами ходили взад–вперед и пели:

Соловейка миленький,
Ай, не хвищи–тка,
Не пой–ка, соловей,
Не хвищи–тка, младой,
Да по сударушке своей…

Иван Дмитриевич не только сам отправлялся к экспедиции, но и привлек к благородному начинанию десятки коллег — учителей сельских школ. Его статьи о русском фольклоре, о необходимости его собирательства выходили во многих газетах и журналах: "Слово", "Газета для всех", "Мой двор" и других. Русская общественность Латвии быстро заметила работы молодого подвижника. О них написали известный литературный критик Петр Пильский, исследователь старообрядчества Иван Заволоко.

Даже в Париже в журнале "Современные записки" выходит отзыв на фольклорное издание латвийского фольклориста. Среди знакомых исследователя появляются известные рижане: художники, издатели, литераторы, вузовские преподаватели: Новоселов, Лукаш, братья Белоцветовы, Третьяков, Синайский. Вместе они нередко выезжают в фольклорные экспедиции в Латгалию. Хотя, откровенно говоря, вряд ли это способствовало работе. Не каждый деревенский житель захочет выступать перед десятками зрителей, скорее — в малом кругу. Знаю это по собственному опыту. В 1974–75 годах, когда я учился на филологическом факультете ЛГУ, мы дважды выезжали в фольклорные экспедиции — на Волгу, под Ярославль, в некрасовские места и в Латгалию — в окрестности Межаре. А вел эти незабываемые экспедиции прекрасный преподаватель и человек, поэт Владимир Владимирович Мирский.

Но вернемся к Фридриху.

В середине 1930–х исследователь переезжает в Ригу, однако занятий фольклором не оставляет. Бывает в экспедициях, знакомится со сказителями — Ильей Богатыревым, Николаем Трифоновым — знатоком соленого солдатского юмора. Не перестает заниматься и педагогической деятельностью. Участвует в подготовке школьных праздников в Риге и в Латгалии. Там Фридрих организовал семинар под названием "учительские посиделки".

Иван Дмитриевич готовит к изданию и новую книгу — сборник сказок. Собран богатейший материал, но планам помешал приход в страну Красной армии. Новая власть с подозрением отнеслась к "поповскому сынку". Накануне войны он арестован. Ожидает своей участи в тюрьме города Острова. Но тут приходят немцы, Фридрих на свободе. Возвращается в родную деревню, а после смерти жены — в Ригу. Учительствует. Однако в октябре 1944–го он вновь арестован и сослан в Красноярский край.

А ведь вполне мог избежать этого — уехать в 1944–м на Запад. Но не захотел. Зачем? Ведь с немцами не сотрудничал. Да и как он будет там, на чужбине, без любимого дела, без Латгалии? Однако сталинская машина не пощадила его.

Из Красноярского края Фридрих возвратился только в середине 1950–х. Силы остались — ему еще нет шестидесяти. Не переквалифицировался в дворники или гардеробщики, а продолжил заниматься любимым делом. Работал и над систематизацией фольклорных материалов, большая часть из которых была собрана еще до войны. Сбылась и довоенная мечта — в 1970–м вышла задуманная им когда–то книга сказок. А какое замечательное название: "Уговор не сердиться". Через два года еще один сборник — "Русский фольклор Латвии". Оба издания увидели свет с помощью Даугавпилсского пединститута и Латвийского госуниверситета.

В 1975–м Ивана Дмитриевича не стало. Он умирал счастливым — сделал все, что хотел. Уже после его смерти, в 2004–м, увидела свет еще одна его книга — "Частушки", изданная с помощью Юрия Ивановича Абызова.

"В кратком обзоре деятельности Фридриха трудно раскрыть во всей полноте его роль в деле собирания и изучения русского фольклора в Латвии, — писала после его смерти ученая, филолог Татьяна Макашина. — Иван Дмитриевич занимает главенствующее положение среди всех собирателей русского фольклора в этом районе как по собранному им огромному и уникальному материалу, так и по своей преданности делу собирания и популяризации этого материала".

Еще при жизни Фридрих начал передавать собранные им материалы в Пушкинский дом, а сейчас там создан его фонд. Письма, фотографии, книги, документы, публикации — 183 единицы хранения. Не каждому земляку выпадает такая честь!

"7 секретов", № 19.

http://www.d-pils.lv/news/2/432838

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 3295
Зарегистрирован: 17.02.08
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.11 20:59. Заголовок: Иван Фридрих Иван Д..


Иван Фридрих

Иван Дмитриевич Фридрих (1902-1975) - собиратель русского фольклора в Латгалии, автор нескольких книг. В Институте русской литературы в Петербурге (Пушкинский дом) имеется фонд И.Д.Фридриха, на основе собранных им и переданных институту материалов.

Иван Фридрих долгое время работал сельским учителем в латгальском глубинке. Его деятельность была неразрывно связана с собирательством и исследованием русского фольклорного наследия Латгалии. О нём восторженно отзывались такие деятели русской культуры и искусства Латвии, как Пётр Пильский, Иван Лукаш, а также Леонид Зуров. Первые фольклорные публикации Ивана Фридриха относятся к 1926 году, когда он работал в русскоязычной рижской газете «Слово». На её страницах собиратель опубликовал серию частушек, которые были классифицированы по тематическому принципу. Особое внимание в своих публикациях Фридрих уделял геополитической характеристике местности, образу жизни крестьян восточного региона Латвии; при этом он сознательно отказывался от идеологизации своего труда, выступая одновременно в роли нейтрального, беспристрастного собирателя и систематизатора фольклорного богатства. Через некоторое время Иван Дмитриевич Фридрих публикует несколько текстов, вызывающих интрес у читательской аудитории «Слова» (рассказы «Дед Демид», «Снохач», сказки «Цыган и старуха», «Как старуха родителей поминала», поэтическое сказание «Стих о бедном Лазаре в Латгалии» и «Сказание о Даниле-пахаре»).

В 1936 году Фридрих издаёт книгу, которая стала своего рода подведением итогов многолетней работы по сбору и систематизации русского фольклора Латвии, в первую очередь, фольклорного богатства крестьян Яунлатгальского уезда (ныне Пыталовского района Псковской области РФ).

Леонид Зуров отметил, что этот новаторский сборник Фридриха отражает всю полноту песенной стихии современной русской деревни Латвии, которая смогла выработать новую самобытную фольклорную модель русского языка. В том числе, по замечанию Зурова, в этом труде автором запечатлены настроения и надежды жителей русского села и проанализированы модификации фольклорных текстов на протяжении длительного периода времени. Патриарх рижской журналистики Пётр Пильский образно назвал книгу Фридриха «спасением умирающей песни».

Известно, что после успешного издания первого сборника Фридрих планировал опубликовать новые образцы русского устного народного творчества Латвии. Планам собирателя не суждено было сбыться – в июне 1941 года Фридрих был арестован органами НКВД, однако вскоре отпущен. В октябре 1944 года Фридрих снова подвергся аресту и был приговорён к ссылке в Красноярский край. В 1958 году собиратель латгальского фольклора вернулся в Ригу (и получил разрешение проживать в Латгалии). Он был лишён права заниматься преподавательской деятельностью, поэтому он устроился на работу в одно из промышленных предприятий латвийской столицы, в хозяйственный отдел. В начале 1960-х годов И.Фридрих наладил контакт с академическими кругами Москвы и Ленинграда, что предопределило издание двух его сборников (1972 и 1980 годов), в которых были представлены разнообразные редкие фольклорные тексты и развёрнутые научные комментарии к ним.

В своих сборниках Фридрих наставивал на самодостаточности фольклорных текстов, фиксируя их с грамматическими ошибками и лексическими неточностями. Также он старался отмечать все неологизмы и диалектизмы, которые до него не были известны широкой публике. Единственным исключением (своего рода моральным табу) для Фридриха были частушки с обсценной лексикой (в его сборниках присутствуют только две из них). Некоторые озорные частушки он публиковал в исправленном виде. Также собиратель не оставался равнодушным к обрядовым традициям латгальцев, дотошно фиксируя их в своих сборниках и газетных публикациях 20-ых – 30-ых годов прошлого века. Особое место в научной и собирательской деятельности Фридриха занимает отражение общественно-политической сферы в песенном наследии русских крестьян Латвии. Им были выделены тематические группы частушек и песен в соответсвии с основными историческими событиями, получившими своё отражение в фольклоре: Первой мировой войной, Октябрьской революцией, Гражданской войной в Латвии и России, провозглашением независимой Латвии. В статьях современных филологов-исследователей труд Фридриха назван энциклопедией жизни русского населения восточных областей Латвии и пограничных регионов России, которая сохранила их духовное богатство и дала нам возможность познакомиться с ним.

Александр Филей
http://www.russkije.lv/ru/lib/read/ivan-fridrich.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 3296
Зарегистрирован: 17.02.08
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.11 21:01. Заголовок: Молодого, полного си..


Молодого, полного сил и энергии Ивана Дмитриевича Фридриха извилистые пути-дороги судьбы в начале двадцатых годов привели из России в ближнюю эмиграцию. Есть в ритупской стороне деревенька Пышково. В ней и начал работать тогда молодой учитель: была в деревне своя четырехкласс-ная школа. Через несколько лет его перевели в Верховскую четырехклассную школу, где Ивану Дмитриевичу пришлось вести разные предметы, даже гимнастику.

Уроженка деревни Кузнецово, учившаяся некогда в этой школе, А.К. Кузнецова так вспоминает о нем: "Очень куль-турный, обходительный, интеллигентный человек. Все осталь-ные учителя были довольно проще. По разговорам, происходил он из семьи священника...".

Здесь, в Верховье, встретил Иван Дмитриевич Фридрих свою будущую жену - Зинаиду Николаевну Покровскую.

В 1927-1928 учебном году он был назначен заведующим Яунлатгальской (Пыталовской) 6-классной русской школой и проработал в ней бессменно до предвоенного 1940 года. Проживал он тогда на улице Калпака (ныне Пушкинская) через дорогу напротив здания, где сейчас находятся магазины.

В январе 1926 года возобновило свою деятельность Рус-ское просветительское общество, одной из целей которого яв-лялось привлечение русской интеллигенции к изучению и по-знанию родного края. В эту работу постепенно стали втяги-ваться учителя школ Яунлатгальского уезда. Большое значе-ние имели организуемые в это время "Дни русской культуры", в подготовке их принимал участие и Иван Дмитриевич Фрид-рих.

Помимо этого И.Д. Фридрих занимался переводческой деятельностью и редактированием учебников для русской основной школы в Латвии. Делал это он с И.И.Потаповым, ко-торый сначала преподавал в Бороусах, а затем в Пыталове. Так, в Риге в 1936 году под их редакцией увидел свет учебник

“Первые шаги в математике" Часть III. Курс IV-классной ос-новной школы.

Но больше всего внимания он все же уделял собиранию и исследованию русского фольклора, для этого он много ездил и работал в селениях Яунлатгальского уезда. Свои первые материалы он собрал в д. Вознесенье и ее округе: ходил по домам и просил старых женщин напеть песни, которые они слышали от матерей или бабушек. В 1928 году он опубликовал свои материалы в журнале "Русская старина" (№2 от 28 марта).

Как гость из провинции Янис (Иван) Фридрих прочитал несколько лекций на занятиях кружка ревнителей русской старины при Гребенщиковском училище в Риге (руководитель И.Заволоко).

И.Д.Фридрих делал фольклорные записи в деревнях Ay гшпилской (Вышгородок), Пурвмалской (Носово), Линовской, Качановской и Ругайской волостей. Наиболее плодовитыми оказались 1925-1927 годы, именно тогда он записал множество свадебных песен у крестьянского хора в деревнях Сунево и Сидоренки. Здесь же хор, которым руководила Прасковья Семеновна Богатырева, инсценировал по его просьбе старинную свадьбу. Существенными вариантами обряд дополнился после записи в сентябре 1926 года у 60-летней Феклы Пантелеевны Вознесенской из деревни Краули части свадебного обряда, который проводила в молодости она сама.

Своими занятиями увлек он коллег - учителей четырехклассных основных школ: Бороусовской - И.И.Потапова, Гавровской - К.Н.Беклешова, Пузыревской - М.Ф.Федорову, Стержневской - В.Н.Серебряницкую, Вышгородецкой - Ф.А. Степанова и других.

Началом широкого сбора русского фольклора следует все--таки считать 1930 год - год создания по инициативе энтузиастов при Русском отделе Министерства образования Комиссии по собиранию и изучению русского фольклора. Многие ее члены выезжали на места. Например, в Яунлатгале (Пыталово) предпринял поездку В.И. Синайский и организационно оформил в местечке филиал. Результативным стало это время и в работе И.Д.Фридриха. В период, начавшийся в тридцатые годы, кро-ме единичных записей, он составил запись около ста песенных текстов самых разных жанров от Вавиловой Пелагеи Матве-евны и ее дочери Анастасии Ивановны, причем часть исполня-емых ими вещей ему удалось записать на звукозаписывающий аппарат.

В двух местах наблюдал и описал И.Д.Фридрих старин-ный хоровод: в деревне Верховье Пурвмалской волости и в деревне Максы Гавровской волости. Старые женщины, взяв-шись за руки, парами ходили взад-вперед и пели:

Соловейка миленький,

Ай, не хвищи-тка,

Не пой-ка, салавей,

Не хвищи-тка, младой,

Да по сударушке своей...

В нашем уезде И.Д.Фридрихом были записаны и типично народные танцы, причем сам он из всех выделял танец древнего происхождения "Кру-жок".

Вообще же им собраны песни разных жанров: детские и хороводные, плясовые и беседные, семейные и шуточные, ям-щицкие и солдатские, казацкие, сатирические, пародийные. Впервые они были опубликованы в книге "Фольклор русских крестьян Яунлатгальского уезда. Книга 1" с указанием издателя (И.Фридрих, Яунлатгале, улица Калпака, 15).

Занимался он и другой общественной и педагогической деятельностью. Большую роль заведующий школой И.Д.Фридрих играл при подготовке школьных праздников, в программу которых включался детский спектакль и различные номера художественной самодеятельности. Так, в апреле 1940 г. по его инициативе Абренским отделением Учительского союза на базе Абренской русской школы были проведены первые в Латвии учительские посиделки (семинар). В мае-июне под руководством И.Д.Фридриха и адвоката В.Д.Строева началась организация Абренского отделения Русского национального объединения в Латвии.

Перед самой войной семья Фридрихов переезжает в местечко Качаново, где Иван Дмитриевич продолжает учительствовать. Здесь он был накануне войны арестован и отправлен в Россию. Но так получилось, что их группу не смогли пере-править дальше, а временно поместили в Островской тюрьме. После того, как Остров был занят немцами, их группу отпус-тили; Фридрих пешком пришел в Вознесенье. Продолжал учи-тельствовать. После смерти жены уехал с сыном в Ригу…

Он продолжал заниматься своей работой - учить детей и своим увлечением - собирать фольклор, выполняя заветы сво-его духовного наставника И.Д.Бережанского-Козырева. В 1972 году И.Д.Фридрих выпустил книгу о русском фольклоре, став-шую итогом большой кропотливой работы, длившейся много лет. К сожалению, остальной, не вошедший в это издание ма-териал, так и не был подготовлен к печати и после смерти со-бирателя хранится в Санкт-Петербурге, в известном хранили-ще Пушкинского дома.



И.Д. Фридрих с семьей. Рига 1960-е годы


http://www.pytalovo.ellink.ru/fridrih.htm<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 272
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




© Наш Себежский форум 2007-2021