Продолжение путешествия Лены Лешкиной в Себеж... Часть третья.. Начало см. выше..
Путешествие двенадцатое: музей на базе карцера и идол, раздающий детей В предыдущей части я уже заикнулась про то,что в Себеже совершенно замечательный музей.
Кстати, директор у него - Алексей Станиславович Петренко – не менее замечательный.
На фото: Алексей Петренко Помните,я рассказывала про музей в Невеле,который располагается в бывшей почтовой станции?
Так вот, в Себеже музей также поселили в дом с историей, только она менее приятная, чем в
соседнем Невеле. Здание тут тоже старинное – построено оно было ещё в первой четверти XIX
века.Тогда в нём размещалась тюрьма.В годы Великой Отечественной войны немцы использовали
этот дом тоже по его профилю, например, в подвале сохранился карцер. Место, надо сказать,
жуткое (я имею в виду, конечно же, карцер). Это небольшая комната с бетонным полом и
тяжёлой дверью. Там нет электричества, нет окон, только маленькое – сантиметров пять в
диаметре - отверстие,ведущее на улицу, поэтому нам пришлось довольствоваться светом от
мобильных телефонов, но этого было достаточно, чтобы рассмотреть на стенах выцарапанные
заключёнными надписи.
На фото: здание музея - бывшая тюрьма
Это,кстати,именно из этого подвала по легенде есть вход в подземный тоннель под городом,
где спрятаны купеческие сокровища.Алексей Станиславович рассказал нам расширенную версию
этой тёмной истории. Якобы подземелье имело несколько веток:одна связывала Замковую гору
с островом, ещё одна - шла до нынешнего здания администрации, третья - вела к польскому
кладбищу, а ещё одна – самая длинная – заканчивалась в Угоринке – это такая деревня кило-
метрах в 10-и от города. Хоть мы и бродили по подвалу музея, но входа в этот подземный
город так и не видели.
На фото: прекрасные флоксы
Вообще-то у себежского музея не одно здание,а сразу два. Стоят они рядом и образуют очень
уютный дворик, в котором,когда мы приезжали,цвели флоксы самых разных сортов и расцветок.
И я дольно много времени провела в восхищении этой разноцветной поляной.
На фото: один из экспонатов
У музея очень много залов. Начало экспозиции представляет природу Себежского района. Тут
очень много чучел самых разных животных,заспиртованные змеи,засушенные бабочки и разные
жучки, гербарии. В общем, в этой части музея можно посмотреть всё, что растёт, бегает,
прыгает, ползает, летает по территории Себежского района. Алексей Станиславович пояснил:
наличие такой большой коллекции связано с тем, что изначально создавался музей природы,
а уже потом он переквалифицировался в краеведческий. По его словам, коллекцию создавали
доктора наук, а гербарий вообще делал лучший на Северо-Западе России специалист по сосу-
дистым растениям.
На фото: те самые заспиртованные змеи и себежская черепашка
Директор музея обратил наше внимание на чучело белой цапли. Оказывается, создавая музей,
его сюда поместили, только вот белой цапли в Себежском районе никогда не было. Но спустя
25 лет эти птицы стали тут селиться. Меня в этой части экспозиции заинтересовал один
камушек. Оказывает, он тоже некоторое время вводил посетителей в заблуждение. В музее он
оказался, как фрагмент метеорита. Но однажды пришли на экскурсию геологи. Они посмотрели
камушек,покрутили и рассказали,что происхождение у него вполне себе земное – это фрагмент
застывшей лавы с вкраплениями граната. Из этого следует,что когда-то на территории нынеш-
него Себежского района случилось извержение вулкана!
На фото: рассматриваем кусок застывшей лавы от себежского вулкана
Ещё одно удивление – на одном из озёр под Себежем водятся черепахи, собственно, они тоже
представлены в музее. Как говорит Алексей Станиславович, биологи не могут понять, как в
нашем климате могли завестись черепахи, но предполагают,что они откуда-то сбежали, адапти-
ровались к окружающей действительности,ну и,собственно,поселились на озере и размножились.
На фото: галерея картин Константина Громова
В переходе между залами музея устроена картинная галерея, в которой представлены работы
художника, мастера наивного искусства, а по совместительству бывшего директора музея
Константина Громова. Алексей Станиславович говорит, что у себежского музея самая большая
коллекция работ этого художника.
На фото: части мамонта, найденные археологами в Себежском районе
Особая гордость директора – зал археологии. Он говорит, что коллекция находок тут одна из
самых больших в области. Да и в самом районе огромное количество памятников археологии,
некоторые из них особо охраняемые и поэтому закрыты для туристов. Есть в музее предметы,
которые относятся к эпохе неолита.Это означает,что люди в этих краях появились ещё около
4 тысяч лет назад. А по некоторым орудиям, как говорит директор музея, можно судить, что
заселён Себежский район был гораздо раньше – 7-8 тысяч лет назад, когда ещё "про Египет,
про Вавилон и Китай никто не слышал".
На фото: некоторые археологические находки
Самые же загадочные экспонаты музея – это каменные идолы. Я такого ни в одном музее в
Псковской области не видела! Оказывается, они стали объектами паломничества. Поклониться
им приезжают из США, Канады, Голландии, Прибалтики. Считается, что больший из камней –
пестун, некоторые видят на нём женскую грудь – символ плодородия, а другие уверяют, что
на камне имеется образ матери-прародительницы. Говорят, что он избавляет от бездетности,
собственно,за этим сюда и едут.Есть только одно условие:надо камню принести какой-то дар.
Судя по всему,чаще всего идолу приносят монеты, их россыпи лежат на полу,но кто-то прино-
сит и что-нибудь съестное, мы,например,"застали" банку мёда.По словам Алексея Станиславо-
вича, она стоит у камня с прошлогоднего Спаса,но мёд так и не засахарился. Приносили люди
камню творог, яйца,правда, их со временем убирают,потому как продукты быстро портятся со
всеми вытекающими из этого "ароматами".
На фото: пестун
Рассказывают ещё историю о мужчине, который очень хотел найти свою дочь, связь с которой
потерял после развода с женой.Он приезжал в себежский музей несколько раз,оставлял камню
дар и просил его о помощи. И, о чудо! Спустя какое время дочь сама его нашла.
На фото: ещё один идол
Идол поменьше тоже дохристианского периода. У этого камня есть лицо. Вроде бы этот идол
не единственный в своём роде в Псковской области, находили и другие похожие, но в других
районах.
Ещё один хранящийся в музее камень расписан петроглифами.Его откопал в своём огороде мест-
ный житель.В Себеж приезжали специалисты и частично расшифровали надписи.Рисунки на камне
рассказывают о каком-то сражении, ещё там имеется что-то наподобие карт. В общем, работа
по расшифровке этих петроглифов ещё продолжается.
На фото: камень с петроглифами
А теперь немного мистики и фантастики. Как рассказывает Алексей Станиславович, камни эти
обладают некой энергетикой: всякие спецприборы рядом с ними зашкаливают,а если приложить
руку, то можно почувствовать тепло. Более того, камни не любят,чтобы их фотографировали:
вспышки у фотоаппаратов не срабатывают, а раньше в плёночных фотоаппаратах обязательно
что-то с плёнкой происходило, а в итоге фотографий не получалось. Наверное, наш фотограф
Александр Сидоренко камням понравился, потому что с фотоаппаратом ничего не произошло и
снимки получились.
На фото: картина, изображающая крепость на Замковой горе в Себеже
Конечно же, в музее есть отдельный зал, который рассказывает об истории города, коллекция
предметов быта, экспозиции о войне и периоде оккупации. Всё это вам обязательно покажут,
когда вы оправитесь в Себеж. Есть ещё одна экспозиция, о которой я тут даже не упомянула.
Она очень-очень интересная и в других музеях области ничего подобного нет, но я обещала,
что о ней ничего писать не буду. Фотографий в этом зале, кстати, мы тоже не делали.
В общем, я вам ничего не говорила, а если будете в музее, то в этот зал вас точно отведут.
[img]http://media.informpskov.ru/pictures/20131001141136.jpg [/img]
На фото: таблички с названиями населённых пунктов,которые установили немцы,заняв территорию
Себежского района
Ну и, наконец, немножко справочной информации. Входной билет в музей стоит всего 40 рублей.
Ещё в прейскуранте цен есть такой пункт, как "Прослушивание патефона – 5 рублей".
Сейчас патефон не включают,но за пять рублей можно послушать музыкальную шкатулку XIX века.
Продолжение следует…
Лена ЛЕШКИНА http://informpskov.ru/blog/128852.html