On-line: гостей 3. Всего: 3 [подробнее..]
АвторСообщение
Paul





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.09 23:29. Заголовок: Католики Себежа


Собираю любую информацию про католиков Себежского края. Оставлять комментарии "В контакте" в группе Католики Себежского края. Заранее благодарен.

Спасибо: 2 
Профиль
Ответов - 177 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


stanislaw



Сообщение: 59
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.09 23:06. Заголовок: Интересное кино: нас..


Интересное кино: настоятель католического прихода Великих Лук вечером 12 апреля служил в Себеже пасхальную литургию. Собралось не менее 10 человек. Предварительно были даны объявления в газетах. Коллеги! Кто-нибудь видел такое объявление?

Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 340
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.09 23:13. Заголовок: http://novgorod.rfn...


http://novgorod.rfn.ru/rnews.html?id=25187&cid=7 В этот же день отец Владимир отправился в Великие Луки и Себеж. Там тоже есть католики, но нет своих священников. А прихожане ждали службы по поводу Пасхи.

Иловец

Спасибо: 1 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 60
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.09 12:14. Заголовок: Да, но хотелось бы и..


Да, но хотелось бы иметь текст самого себежского объявления (особенно замечательно было бы получить копию). Для истории

Спасибо: 0 
Профиль
MITRICH





Сообщение: 9
Зарегистрирован: 28.04.09
Откуда: Красногорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 21:02. Заголовок: stanislaw В Томсино..


stanislaw
В Томсино Покровская церковь, или как местные называют костёл, все-таки был каменным, поскольку
после войны его каменные (кирпичные) руины разобрали на кирпич.

художник Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 61
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 21:44. Заголовок: Церковь может была и..


Церковь может была и каменной, а только это тогда не костел. По всем документам костела, т.е., латинской церкви там вовсе не было, а униатская была деревянной, если хорошо помню.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 62
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 21:54. Заголовок: Или если "костел..


Или если "костел" - то отобранный до 1797 г. у католиков, и потому не проходящий по документам. Однако, это очень сомнительно было бы. А так даже "каплица" не числится.

А все-таки, видел кто-нибудь объявление в газете?

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 63
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 22:00. Заголовок: Думаю, спецы могли б..


Думаю, спецы могли бы по кладке фундамента примерно определить дату постройки, а потом надо посмотреть, когда в Томсино строили новые церкви (пока в интернете назван 1870 г. - но постройка опять-таки деревянная). Надо в охрану и использование памятников, или в архив материальной культуры в СПб. заглянуть. В последнем на нач. ХХ в. есть карточки с описанием храмов. А вообще: в НИАБ, проверить, нет ли фонда Томсинской церкви. Что-то да выяснится. А то воспоминаниям я не очень-то доверяю. Из практики. В любом случае, менее, чем документам. Правда, что "костелом" церковь обычно называют не просто так. Возможно, потому, что построена на месте бывш. униатской (которая при постройке могла бы быть и латинской - прецеденты есть). Но это все умозрительные спекуляции пока.

Спасибо: 0 
Профиль
rey89uop



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 09.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.09 21:42. Заголовок: Станислав -возможно ..


Станислав -возможно Вы знаете и о том, что Эдуард Юльевич Ропп, епископ Виленский, после роспуска законодательного собрания первого созыва, был сослан в имение Ниша (Нища), Витебской губернии, Себежского уезда, в имение брата.
Генеологическое древо барона Роппа я исследовал до 1200 года, (момента основании Риги), а вот установить инициалы и биографию его брата никак не удается, может поможете.

Литвин СПб.

Спасибо: 0 
Профиль
rey89uop



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 09.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.09 22:14. Заголовок: В 1906 году в имение..


В 1906 году в имение Ниша (Нища) Витебской губернии, под присмотор брата, был сослан Эдуард Юльевич фон-дер Ропп, после роспуска Учредительного Собрания первого созыва. Генеологическое древо барона я исследовал до 1200 г., а вот инициалы и биографию его брата пока определить не удалось. Если окажете посильную помощ, буду благодарен!
Литвин СПб

P.S.
" Не читайте советскую прессу до обеда".

С уважением Владимир Литвин СПб.


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 64
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.09 01:26. Заголовок: Уважаемый Владимир! ..


Уважаемый Владимир!
Хотя я и не понял Вашего постскриптума про советскую прессу, Ваша просьба мне предельно ясна. Хотя я лично мало интересовался личностью брата последнего могилевского митрополита - попробую на днях уточнить. Надеюсь, это не будет сложно. В Католическом ун-те Люблина г-жой Козырской защищена диссертация об Э. фон дер Роппе, вышедшая отдельной книгой.

Надеюсь скоро Вам ответить, и надеюсь также, что мой ответ будет Вам полезен.

Ст.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 65
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.09 21:30. Заголовок: Итак, вот что нам да..


Итак, вот что нам дает Козырская (Kozyrska A. Arcybiskup Edward Ropp. Życie i działalność (1851-1939). Lublin. Tow. Naurowe KUL. 2004):

с. 17 - 9.10.1837 г. графиня Изабелла фон Плятер-Зиберг вышла замуж за барона Юлия фон дер Роппа. В этом браке родилось 5 детей - 4 сына и дочь Луиза. Сыновья: Леон (род. 1840 г.), Юлий (род. 1843 г.), Эдуард (род. 1851 г.), Константин (род. 1855 г.).

с. 18 - младший сын, Константин, женился на польке, дочери богатого освейского помещика Владислава Шадурского. Другие члены семьи и рода фон дер Роппов остались верны немецким традициям.

с. 126 - получив предварительное разрешение 19.10.1907 г. еп. Ропп поселился у брата Константина в Нище Витебской губ. Директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД направил губернатору уведомление о необходимости сообщать о "неблаговидном" (речь о "политически неблагонадежном") поведении епископа во время пребывания последнего в Нище. Указом 1(14).10.1907 г. епископу также запрещалось исполнение пастырских обязанностей как в своей епархии, так и вне ее пределов.

К фрагменту со стр. 126 следующие ссылки: РГИА, ф. 821, оп. 3, д. 1020, л. 197-207; LVIA (Литовский государственный исторический архив), 378, b/s 1908, b. 422, k. 1

Надеюсь, этого достаточно?

Спасибо: 0 
Профиль
rey89uop



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 09.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.09 22:03. Заголовок: Здравствуйте Уважаем..


Здравствуйте Уважаемый Станислав!
Большое спасибо за информацию по генеологической линии баронов Ропп в Росси.
Отсутствующие звенья генеологической цепи, от Константина Юльевича Роппа (1885 г.р.) ...... до 1905 года возможно удасться пробить.

Есть еще незначительный вопрос. Эдуард Юльевич Ропп 1851 г.р., до поступления в Ковенскую (по другим источникам Тельшевскую) духовную семинарию, после окончания СПб университета в 1875 г. (кандидат права), работал в окружном суде, Сенате, Министерстве государственных имуществ в 1875–1879 г.
Значит на момент поступления в Д.С. ему было 28 лет. Есть ли вероятность, что у него была семья и потомки?

Если немного о сибе: то исследованием истории "Западной Русси", Литвы, и Польши, в том числе Курляндии и Лифляндии, занимаюсь порядка 10 лет, учавствовал в культурных днях Польши в России. Нередко бываю в церкви Святой Екатерины. Если Вы участвуете в форумах на других площадках, прошу порекомендовать.

С уважением Владимир Литвин!



Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 66
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.09 02:05. Заголовок: Вероятности такой не..


Вероятности такой нет. Можно даже не проверять. Это было бы отражено в его формулярных списках и личном деле - причем, поскольку он в этом случае должен был бы ждать совершеннолетия детей (как минимум) - в каком возрасте тогда он должен был бы обзавестись семьей? Лет в 13-14, а то и на несколько лет раньше...

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 67
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.09 02:55. Заголовок: Вот еще немного об о..


Вот еще немного об одном из себежских настоятелей:

17.02.1895 г. себежский настоятель свящ. Дионисий Семашко (см. выше, где-то на 1 страницы темы) был назначен настоятелем росицкого прихода, а викарий витебской церкви св. Антония, свящ. И. Крассовский - настоятелем в Себеж. 11.02.1902 г. он был назначен в Бобруйск, к 1914 г. стал там деканом, 21.12.1910 г., по решению Виленской судебной палаты блонский и серафинский настоятель был на 3 месяца отстранен от службы, и его замещал о. Крассовский. 19.01.1913 г. он скончался в должности каноника. 20.01.1913 г. приход просил разрешения похоронить его в склепе церкви.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 68
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.09 23:43. Заголовок: Ой! Там написано ..


Ой! Там написано "был назначен настоятелем троицкого прихода" , а должно быть: "был назначен настоятелем росицкого прихода"... Я исправил, но если кто уже читал за сутки невеврную тексту - простите

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 69
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 21:22. Заголовок: Поскольку внешние др..


Поскольку внешние дружественные силы толкнули меня вчера на порытие в выписках - решил вывесит и краткие сведения о католических кладбищах себежского прихода в 19 - нач. 20 вв.
Вуаля:


Название, местность Помещик или владелец Годы существования Примечания
Аннино Бронислав Корсак Упомянуто впервые в 1885 г. Обведено каменной стеной, в 18 верстах от приходской церкви. Погребаются только католики

Гусево Витольд Эртман, в 1840 г. - Медуницкий Упомянуто впервые в 1840, вновь – в 1849 г. Со стороны, обращенной к тамошнему православному кладбищу, окопано, с оградою, в 7 верстах. «Хоронят только католиков» (под 1840 г. сообщалось, что Гусевская часовня стоит на униатском кладбище, на месте прежней униатской часовни).

Андреполь Леонид Скорульский То же Окопано канавой, 69 верст. Хоронят только католиков.

Яссы Иосиф Лишановский То же Окопано канавой, 55 верст. Хоронят только католиков.

Лунево Терлецкий То же В ограде, 60 верст. Хоронят только католиков.

Колпино Фон Глобенталь То же В ограде, 70 верст. "Погребаются католики"

Себеж приходское Окопано канавой с валом и вратами, в 2 верстах от церкви. Хоронят только католиков (в том числе крестьян дер. Зявино и Казинки, погибших при пожаре города в 1885 г.). На кладбище в 1909 г. не осталось свободного места и прихожане просили 4. 04. 1909 г. о разрешении расширить его

Себеж Приходское новое Упомянуто впервые в 1885 г. В 2 верстах, на песчанике, по Люцинской дороге. Только для католиков. В конце XIX века частично обведены кирпичной стеной с воротами, украшенными декоративной башенкой с колоколом.


Седлово Упомянуто впервые в 1849 г. Окопано канавой с валом, в 8 верстах, по одну сторону хоронят православных, по другую – католиков.

Глембочино То же Окопано канавой с валом, по одну сторону хоронят правослвных, по другую – католиков

Михайлово Мечислав Кавецкий Упомянуто впервые в 1885 г. По правой стороне Дриссенской дороги, хоронят родственников владельца

Дер. Зявино и Казинки Крестьяне названных деревень То же По левой стороне дороги – с оградой, хоронятся прихожане католики, в 22 верстах

Красно (Красное) Потриковский То же Требовало приведения в порядок, погребаются прихожане католики, дворовые и проживающие в окрестностях, в 73 верстах

Осыно Граф Мечислав Виельгорский То же Требовало в 1885 г. ограждения, погребаются прихожане католики, дворовые и проживающие в этой местности, в 25 верстах

Анутово Иосиф Огинский То же Возле дороги, против часовни (обращенной в 1868 г. в православную церковь), в 1885 г. требовало ограждения, в 40 верстах. На небольшом кладбище напротив церкви сохранилось надгробие - каменная плита с надписями на польском языке, в 80-х годах здесь находились ещё три плиты ныне исчезнувшие. Также одна плита находится справа от входа в церковь, у стены .

Городок Помещица Гизберг Упомянуто впервые в 1840 г. (повтроное упоминаение – 1849 г.) В 18 верстах, требовало в 1885 г. ограждения. Хоронят католиков, "дворовых и окружных".

Рыково Карницкий То же 35 верст, требовало в 1885 г. ограждения, погребаются католики. "Дворовые и окружные"

Залосемье То же

Янополь Попечительница – прихожанка Леокадия Фанти Просьба о разрешении освящения поступила в канцелярию Могилевского митрополита 24.02. 1917 г. Ближайшее католическое кладбище – в 8 верстах


Немного неудобно пользоваться вышеприведенным текстом, но уж не обессудьте - некогда упорядочивать (переделано из таблички). Да и, думаю, можно догадаться, что бесконечное "то же" означает - см. строку выше.


Спасибо: 0 
Профиль
Valery
постоянный участник


Сообщение: 428
Зарегистрирован: 24.07.07
Откуда: Россия, Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 21:49. Заголовок: Как я понимаю, кладб..


Как я понимаю, кладбище в Аннинске находилось прямо посреди сегодняшней деревни. Судя по воспоминаниям старожилов (его никогда не называли кладбищем) это было что-то вроде семейного склепа. Остатки фундамента, по-моему, можно видеть и сегодня.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 70
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 21:59. Заголовок: Интересно! А речь ид..


Интересно! А речь идет, как я понял, об Аннинском? А нет ли фотографий фундамента у Вас?

Еще пояснения и вопросы:

Себеж приходское...На кладбище в 1909 г. не осталось свободного места и прихожане просили 4. 04. 1909 г. о разрешении расширить его

А ОТ НЕГО В СЕБЕЖЕ ЧТО-ТО ОСТАЛОСЬ? И ГДЕ (потому что я сижу в Питере и отсюда не все вижу).

Себеж Приходское новое Упомянуто впервые в 1885 г. В 2 верстах, на песчанике, по Люцинской дороге. Только для католиков. В конце XIX века частично обведены кирпичной стеной с воротами, украшенными декоративной башенкой с колоколом.

ВТОРОЕ ПОНЯТНО. ЭТО СОВР. "ПОЛЬСКОЕ" КЛАДБИЩЕ

Анутово в списке - совр. Зародище. Седлово - как я понимаю - Кузнецовка?

Спасибо: 0 
Профиль
Valery
постоянный участник


Сообщение: 429
Зарегистрирован: 24.07.07
Откуда: Россия, Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 23:11. Заголовок: Аннино- Аннинское (К..


Аннино- Аннинское (Корсаки)
Фоток нет. Попрошу чтобы на выходных сфоткали - посмотрели. В Аннинском, кстати много польских фамилий: Зараковский, Лабецкий

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 71
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 23:42. Заголовок: Спасибо! Фамилии хор..


Спасибо! Фамилии хорошие. Шляхетские сплошь :)). Просто так набрал в Гугле, и что же я вижу (http://dev.history-ryazan.ru/node/2674?page=0%2C2 - Прозвища посадских людей (по материалам писцовых описаний русских городов XVI в.): Лабецкий Костя шляхтич Невель 1670-71 ТКВЛ Лабецкий Тимофей шляхтич Невель 1671-72 ТКВЛ ! Тогда еще сели.


Спасибо: 0 
Профиль
Valery
постоянный участник


Сообщение: 430
Зарегистрирован: 24.07.07
Откуда: Россия, Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 23:53. Заголовок: Дом Лабецких (теперь..


Дом Лабецких (теперь уже не их) практически на месте склепа (кладбища?)

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 72
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.09 23:56. Заголовок: А что, все-таки со с..


А что, все-таки со старым приходским католическим кладбищем в Себеже? Где это? То есть, не с тем, которое нынешнее "польское".

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 73
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.09 01:10. Заголовок: Если кто знает о сле..


Если кто знает о следах католиков на старых сельских кладбищах - пишите, не стесняйтесь! буду признателен!

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 74
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.09 03:02. Заголовок: Пишу доклад на завтр..


Пишу доклад на завтрашнюю конференцию. Наткнулся случайно на сл. метрические записи об умерших (церковь Св. Марии в Санкт-Петербурге, она же - Посещения Пресв. Богородицей св. Елисаветы Выборгского римско-католического кладбища). Имеется в виду католич. кладбище Выборгской стороны, а не Выборг Выборгской губ.:

Образец формуляра такой: ФИО, дата смерти, причина смерти, возраст, откуда происходил, где скончался, родственники, дата погребения, фамилия отпевавшего священника.

1888 г. № 44 - Филипович Адам Осипов 25.01.1888 г., от чахотки легких 33 года Мещанин гор. Себежа. СПб., Полюстровского участка по лабораторной ул., 7. Жена Александра, сын Александр 28. 01.1888 г., капеллан Захаревич. ПРИМЕЧАНИЕ: Погребен на Смоленском православном кладбище

1888 г., № 180 Свирский Александр Иосифов 31.03.1888 г., от апоплексии мозга 79 лет Дворянин В итебской губ. Себежского у. СПб., Московской части 2-го участка, по Чернышову пер., 2. Жена Констанция, сын Владислав, дочери Юлия и Мария 02. 04.1888 г., капеллан Захаревич

1889, № 430 Богданова Мария Иванова 20.08.1889 г., от скарлатины 1 год Б-ца приюта Принца Ольденбургского
Дочь крестьянки Витебской губ. Себежского у. 23.08.1889 г., свящ. Войцеховский

1890, № 526 27.10.1890 г., 4 мес. 20 дней СПб., менингит Линкевич Болеслав Евстафьевич, сын мещанина гор. Себежа 28. 10.1890 г., свящ. Лавкович

1892, № 221 Завадский Бронислав Иосифович 08.04.1892 г., 4 мес. 20 дней Воспаление легких
Сын мещанина г. Себежа Витебской губ. 09.04.1892 г., свящ. Лавкович

1892 г, № 414. 12.07.1892 г., 30 лет После родовой горячки Богданова Мария
Жена крестьянина Витебской губ. Себежского у. Соинской вол.
Муж Иван, сыновья Иван, Николай, дочери Варвара, Елисавета 15.07.1892 г., свящ. Лавкович

1892 г., № 573. 25.09.1892 г., 28 лет Чахотка легких Зеленко Донат Осипов
Крестьянин Витебской губ. Себежского у. Рыковской вол.
Жена Пелагея, дочь Елена 29.09.1892 г., свящ. Лавкович


Кому будут нужны ссылки на конкретные архивные единицы хранения (дела) - пишите...


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 81
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.09 19:41. Заголовок: Вот еще карта народо..


Вот еще карта народонаселения по вероисповеданиям Витебской губ. (точнее, ее фрагмент). Толку от нее большого - из-за неподробности и схематичности - нет, но так, для красоты, оставлю. Рядом название карты и легенда. Поскольку она была не архивная, а печатная - никто на меня не обидится.







Да! Год - если память не изменяет мне - 1867.

Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 519
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.09 23:13. Заголовок: stanislaw пишет: ни..


stanislaw пишет:

 цитата:
никто на меня не обидится

- а наоборот, похвалит

Иловец

Спасибо: 2 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 85
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.09 23:51. Заголовок: Кстати, мне кажется,..


Кстати, мне кажется, или это так и есть на самом деле: небольшой аппендикс в левом верхнем углу фрагмента (к северу от Синозерья), отмеченный как "католический" локус - территория совр. Себежского р-на?
Попробую завтра наложить карту района на эту. Посмотрим, что выйдет. Если мое предположение подтвердится - что же это может значить...
М.б., - просто подтверждение слов Э. Вальтера (если я фамилию не перепутал) о том, что этот уголок неисследован, и неизвестно (было на 1919 г.), кто его населяет (а католиками там могли быть - скорее всего - латыши-латгальцы). Хотя, еще скорее - что у меня просто "оптицкий обман здрения" образовался...

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 86
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 01:01. Заголовок: Не-а... Все я перепу..


Не-а...
Все я перепутал. Вот что пишет Э.А. Вольтер (не Вальтер!):

АРАН, ф. 135, оп. 2, ед. хр. 85, л. 5: "Эта область, захватывающая Печерский и Островский уезды - самая невыясненная в смысле статистики племенного состава населения, но по мнению ряда этнографов, в том числе и Dr. А. Биленштейна, здесь преобладает элемент латышского племени над великороссами и белоруссами..."
А о Себежской этнической границе - пишет вполне определенно (л. 6): "Дальше границей для латышей и русских остается б. граница Люцинского уезда до ст. Саситны, откуда этнографическое отмежевание некомпактно живущих латышей от белоруссов требует линии, резко вдающейся в глубь Люцинского уезда до с. Кимбаны, а оттуда к югу до с. Борсуки, а дальше дугой на восток до пункта, где Себежское шоссе пересекает реку Синюю на границе Люцинского и Себежского уездов, исключая таким образом территорию около Позинь и Иссы как область не латышскую...Дальше этнографическая граница латышей идет с уклоном к юго-западу до соприкосновения Режицкого уезда с Себежским по реке Сарьянке...".

И на карте народонаселения Витебской губ. А. Сементовского (1871 г.) интересующий меня участок показан как белорусский локус с вкраплениями великорусского и латышского населения.

Кстати, о Вольтере - он составлял свою сводку еще в 1918 г., по запросу проф. С.И. Руденко ученый секретарь Комиссии по изучению племенного состава России и сопредельных стран). См.: Галиопа В.А. Этническая карта приграничного района Пыталово/Абрене: полевые исследования 2006 г. и данные Э.А. Вольтера 1918 г. // Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий. 2-е Шёгреновские чтения. Сб. стат. СПб.: Европейский дом. 2008, с. 198-232

NB! Саситно - Заситино. Позинь - Посинь/Пасиене

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 91
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.09 22:08. Заголовок: Ну вот... Постепенно..


Ну вот...
Постепенно буду подбираться к униатской тематике. А может быть, сразу начать? Пожалуй.
Вот, как обычно, хаотично набросанные сведения о себежских греко-католиках (они же униаты):

В 1633 и 1698 гг. вначале Греко – Католическому свящ. Иосифу Григоровичу , а затем - церкви было пожаловано по Королевскому привилею фундушевое имение Глыбочицы. Известно, что антиминс для себежской церкви был освящен митроп. Гавриилом Колендой. Себежская церковь во имя Успения Пресв. Богородицы была присоединена к Греко – Католической Церкви в 1680 или 1687 г.
В 1772 г. в Себежском греко-католическом приходе состояло: 775 прихожан мужского пола (из них 56 проживали в самом городе), 325 дымов (из них в Себеже 33). Полный список деревень и дворов, принадлежавших приходу, в архивных делах также имеется. Самые значительные группы униатского населения были сосредоточены (кроме города) в деревнях: Хмелевка, Галалово, Стеймахи, Рыбаловка, Седлово, в слободке Глыбочицы.
В 1776 г. служили: настоятель Иосиф Александрович, из шляхетского сословия, викарий Мартин Барщевский, из духовного сословия, и диаконы Иоанн Унашевский и Адам Модзелевский, оба из шляхты.
Почти до самого конца 1790-х гг. не было случаев массового перехода себежских униатов в православие, а те единичные случаи, которые отмечаются документами, вызваны, вероятно, вступлением в смешанные браки. Так, в 1781 г. в Себеже и уезде (т.е., не только в Себежском, но и в др. уездных приходах!) перешло в православие 36 человек (19 мужского и 17 женского пола), причем, ни один из них не был самостоятельным дворохозяином. В Унии же числилось 725 дворохозяев 3495 прихожан, из них 12 – священнических семей .
В 1795 – 1798 гг. произошли судебные разбирательства об униатских священниках Себежа, оказавших сопротивление обращению их прихожан в православие (Себежская церковь Успения была отобрана у униатов в 1796 г., окончательно – в 1798). 15 мая 1797 г. и 19 мая 1798 г. в Правительствующий Сенат поступило две апелляции служившего в Себеже греко – католического свящ. Иосифа Александровича касательно возвращения ему фундушевого имения Себежской церкви в дер. Глыбочица.
В 1799 г., 17 декабря, Греко – католический священник и первый член Себежского Униатского Духовного правления, протоиерей Иосиф Александрович писал императору: «…о неправильном отобрании Себежской (Успенской) приходской унитской церкви, также всего движимого и недвижимого имущества имения Глыбочицы, по привелегиям Королей Польских в вечное имение ему принадлежащих Указом от декабря 1798 г…. (исполненного - прим. С.) Губернским Правлением и Генерал – губернатором Пассеном.»
Присоединенная к Православию Успенская церковь была приписана к приходу строившейся с 1786 г. православной городской Рождественской церкви. В связи с этим Белорусский православный епископ Афанасий направил в Сенат (вслед за апелляцией прот. Александровича) послание, в котором выражалась надежда на то, что «…замолчит дерзновенное Поповское Унитство и бедные простолюдины, сия волна, ветром…гонимая от одного берега к другому…приложатся к Церкви Российской…».
Взамен отобранной церкви для обывателей Греко – Католического исповедания предполагалось выстроить новую (верующих греко – католиков было ок.1500 душ обоего пола).
Униатский настоятель писал также, что «Отправлять Литургию в костеле препятствует городничий Колбасов и Греко – российский протопоп Лихина».
Свящ. Александрович просил также разрешить викарному священнику совершать богослужения в церкви города Себежа. "Отнятие церкви со всеми приборами" произошло по Указу Сената 20 декабря 1798 г.
К 1800 г. в Унии осталось в Себеже и уезде в разных деревнях 176 из 267 домов, 1618 из 2339 прихожан обоего пола, жительствовавших по большей части на расстоянии 5 – 10 верст от города (ближние – в 2 – 3 верстах) (была произведена визитация прихода, в результате которой и оказалось, что большая часть прихожан осталась в Унии).
По закону, церковь должны была оставаться за большинством прихожан (в данном случае - за униатами).
Их неудобно было причислить за дальностью к другим приходам, и, в силу Указа от 2 декабря 1798 г., следовало построить новую церковь. 13 июля 1800 г. прот. Александровичу и викарию свящ. Наримовскому было объявлено о согласии на построение новой церкви, о чем было сообщено и Преосвященному Полоцкому Греко – Католическому архиеп. иРАКЛИЮ ЛиссовскомУ. Кроме того, архиепископ лИССОВСКИЙ получил 26 июля того же года указ Греко-католического департамента «о предпринятии средств к защите прот. Александровича и викарного его Наримовича».
Земля под постройку новой церкви была отведена еще 6 мая 1790 г., к 1800 г. по фундушевому сбору прихожан – греко – католиков было собрано пять тысяч кирпичей, но православная Белорусская Духовная Консисторя не позволила начать построение новой церкви, принуждая оставшихся в городе (38 человек) и проживающих в Себежском уезде прихожан присоединяться к другим приходам (на языке консисториальной канцелярии: «расписать по приходам»), и требуя запретить прот. Александровичу жительствовать в г. Себеж.
Собранные на построение новой церкви материалы городское начальство употребило на постройку соляного магазина.
Православный епископ Белорусский Афанасий произвел собственные подсчеты, по которым оказалось, что «присоединившихся к благочестию» в Себеже было 145 душ против 38 оставшихся в Унии, а в повете (уезде) – 646 против 1807. Всего, таким образом, присоединился к Православию 791 человек, в Унии осталось 1845.
24 июля 1801 г. Юстиц – Коллегией было предписано , «с прописанием указа Правительствующего Сената, прот. Александровича определить к иной, кроме Себежа, церкви».
10 января 1803 г. архиеп. Лисовский получил Указ из Римско – Католической Духовной коллегии «о немедленном учинении во исполнение указа от 24 июля 1801 г. о предпринятии мер к построению новой унитской церкви».
3 февраля 1803 г. Витебское Губернское Правление приказало отвести под церковь новое место. Настоятель, суррогат Александрович, полагал удобной постройку «внутри отыскивемого фундуша, а до тех пор викарий его будет преподавать требы в Седловской каплице того же прихода (буде в Себеже недозволяется ему строить новую церковь)…» (письмо 1803 г.)
«В угоду … прихожан» было избрано место в имении помещ. Голынского при дер. Седлове, «где издревле были местные унитские священники, и есть новопостроенная филиальная церковь, а состоящих в дальнейшем расстоянии прихожан (кроме себежских и тех, кто жительствует далее семи верст) прилучить к Дединской приходской униатской церкви, а в дачах имения господ Лозовских хотя и назначено место к построению церкви, но надежды таковой нет (на вторую приходскую церковь - прим. С.), а праздные при оных филии строения в виде каплиц обветшали и в приходскую церковь избрать их неудобно…а равно выделить в Седлове надлежащее количество земли для содержания священников…буде не воспоследствует со стороны помещ. Голынских каких – либо препятствий» (из рапорта Полоцкой Униатской Консистории от 15 июля 1803 г.) Из других документов (письмо Ген.-губернатора Смоленского, Витебского и Могилевского) Обер-Прокурору Синода от 23.01. 1840 г., известно, что Сёдловская часовня во имя Пресв. Богородицы, предположительно, была построена из кругляка в сер. 1750-х гг. (впервые упоминается в инвентаре Дубровской униатской церкви (упоминания о ней исчезают с конца 18 в. - прим. С.) под 1765 г. в качестве униатской), перестроена в 1780-х гг., освящена (согласно показаниям свидетелей) в римском обряде, затем (после 1830 г.? ) передана греко-католикам, до 1837 г. была спорной между духовенством обоих обрядов, по решению местной Палаты Гражданского Суда, в том же 1837 г. оставлена за римско-католическим приходом, ок. 1838 г. – запечатана по настоянию православного духовенства (причем, из часовни помещ. Голынским, владельцем имения «Змитрово», в котором стояла и сама часовня, была забрана чудовтворная икона Божией Матери).
После открытия в 1840 г. (?) часовни, богослужения в ней совершал себежский римско-католический священник, что дало повод православным пастырям жаловаться в 1840 г., на то, что само существование часовни «отвлекает народ» от православия. Подобные жалобы поступали и в связи с существованием Гусевской римско-католической часовни, которая, по некоторым сведениям, находилась на месте прежней униатской часовни на униатском же кладбище фольварка Гусево.
Греко – Католическое богослужение было позволено спустя некоторое время совершать в римско – католических храмах (например, в 1805 г. в визитной описи указано: «приходская церковь присоединена к Господствующей Церкви, богослужения – при Себежской Римско – Католической церкви»), но в 1837 г. последовало запрещение .
В 1803 и 1805 гг. при приходе числились филиальные часовни в Седлове, Глыбочицах и Хмелеве, обе деревянные, под 1803 г. упомянута и часовня в Глыбочицах. Служил викарный священник Василий Наримович (Наримовский), исповедовавшихся прихожан было в 1803 г. 1300, неисповедовавшихся 400, всего 1700, крещено 49, умерло 27, венчано 10; в 1804 г. исповедовавшихся 1000, неисповедовавшихся 700, всего 1700, крещено 29, умерло 27, венчано 10; в 1805 г. исповедовавшихся 880, неисповедовавшихся 285, всего 1165, крещено было 35 душ, умерло 24, венчано 11 пар.
В 1808 - 1816 - гг. в приходе по – прежнему числилось две деревянные часовни, настоятель Августин Игнатович, духовный депутат уезда с 1811 г.; прихожан в 1813 г.: исповедовавшихся 703, неисповедовавшихся 201, всего 904, крещено 50, умерло 106, венчано 4 пары.
В 1805 г. – викарий Василий Нарамовский, прихожан – 1743 (причащающихся 1300, не причащающихся 443), крещено 60, умерло 44, венчано 10 пар (ф. 823, оп. 3, д. 1290, лл. 65-66).
15.05. 1822 г. Залосемский администратор и настоятель Себсжского прихода, свящ. Августин Игнатович, ездил в Санкт-Петербург «для испрошения алтаря в Себежском латинском костеле для оставшихся униатов». В том же году в качестве настоятеля упоминается свящ. Кошка .
Визитная опись 1822 г.: «церковь…отобрана на господствующую религию…Деревни: Черная, Кременцы, Антоново, Забелье, Дворищи, Черная Гора, Турковичи, Демидково, Зявино, Казинцы, Поддубинки, Глотово, Мотыгино, Ильюшино, Рыбаловка, Белогорово, Скъельниково (возможно. Сидельниково?), Островно, Прохорово, Руданы, Забелье, Селявы, Хомкино, Горки, Прибычи, Ореховно…прихожан: исповедовавшихся 980, неисповедовавшихся 339, всего 1319»
В 1837 г. православное духовенство требовало передачи прихода в свое ведомство (в православие прешло 187 чел., в Унии осталось 1907) – По некоторым сведениям, на месте несохранившейся униатской церкви в нач. ХХ в. стоял памятный крест.



Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 93
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 17:13. Заголовок: Продолжение - часовн..


Продолжение - часовни себежского униатского прихода:

Сёдловская филиальная часовня:

«Филия Седлово, Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная, из бруса, на каменном основании, 4 главки с железными крестами, 7х5 сажен, паперть со ступенями, главный престол с образом Пресвятой Богороицы с Богомладенцем на руках, образ Христа Спасителя…правый престол – образ Св. Михаила, левый престол – столярной работы, с образом Спасителя, бичуемого при столбе…образ Пресвятой Богородицы, св. Франциска, образов старых 6…кладбще не ограждено 60 сажен…звонница на 4 столбах, колокол 1 больший – в 3 пуда 4 фунта, два других – при стене церкви: 30 фунтов и 18 фунтов…пострена иждивением г-на подсудка Голынского, в 7 верстах от уездного города». Упомняута в 1805

В 1805 г. упомянута Хмелевская часовня


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 101
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 22:07. Заголовок: Далее - вновь о себе..


Далее - вновь о себежском униатском приходе:

Приходское имение Глыбочицы

Пожаловано 9 февраля 1633 г. Королем Владиславом IV по привелею Греко – Католическому протоиерею «Иосифу Григоровичу (со всякими угодьями), а в г. Себеже – два плаца с огородами на острове и переволоке (и со означением другой церкви Св. Николая в Себежском замке)».
Видимо, сразу после присоединения к Греко – Католической Церкви Себежского городского прихода в 1697 – 1698 гг. имение приписано к нему (оставаясь во владении свящ. Григоровича): «…в унии состоящему свящ. Григоровичу, коий в церкви Успения в замке службы отправляет, по возвращении земель от Москвы дарованы Королем деревни: Игнатово, Коренково, Немозалино (?), Лепошнево, Полещо, Давидово, пустошь Мякишево и др., в коей церковь ему же возвратив…в 1698 г.»
«В 1772 г. с присоединением Белорусского края, оное владение ненарушимо оставлено в свободном и ничем не ограниченном отправлении исповедуемой веры, при вольностях по привелегиям» (что и продолжалось до 1795 г.) (объяснения приходского духовенства, при которых использованы материалы церковного архива)
В 1793 г. предпринимались попытки построить каменную часовню вместо ветхой деревянной, но материал насильственно был отобран городничим Бошляком с помощью протопопа Лихены («…а материал Лихеною употреблен на строительство жидовской школы») (из письма прот. Александровича, написанного летом 1803 г.)
Земли в приходском имении (в том числе под лесом) числилось 1146 десятин 2051 квадратная сажень /там же, л. 128/. Большая часть прихожан – греко – католиков Себежского прихода проживала в начале 1800 – х гг. в непосредственной близи от Глыбочиц
В 1794 – 1795 гг. отобрано в казну, вместе с церковкой, построенной иждивением свящ. Александровича на его собственные средства
В 1795 г. к православию присоединилось в Глыбочицах 90 человек, в 1801 г. православных было 230, против 129 греко – католиков
В 1800 – х гг. греко –католиков оставалось 129 душ
Прот. Александрович отыскивал имение на том основании, что оно принадлежит не приходу, но приходскому клиру, т.е., ему лично, по праву наследования от потомков первого владельца, свящ. Григоровича. С этой целью он дважды обращался в Правительствующий Сенат и подал прошение на Высочайшее Имя.
Напротив, православное духовенство утверждало, что имение – церковное
26 июля 1817 г. Себежский Благочинный, прот. Александр Лихина писал Главноуправляющему Департаментом духовных дел иностранных исповеданий: «…не почему иному, как единственно по всеподданнейшей моей Всемилостивейшему нашему Государю Императору Александру Павловичу присяге, применяясь к тому случаю, когда от вышепрописанной Себежской Благочестивой Успенской Церкви древнее имение фундушевое, называемое Глыбочицы со крестьяны жалованное привелеями от Польских Королей, ныне отобрано в казну и продано частному лицу, помещ. Липскому…»
17 ноября 1829 г. староста церкви, купец Савельев изъяснил в прошении, что во владении церкви находилось имение Глыбочицы, по присоединении к Православию с частью прихожан, имение, «о котором начат спор греко – католическим свящ. Александровичем, как о своей собственности, взято в казну до решения дела»
По донесению на имя Обер – Прокурора Св. Синода в декабре 1829 г. было показано, что впервые имение пожаловано церкви привелеем 1620 г. (затем – 1623 и 1753 гг.), т.е., еще до присоединения к Греко – Католической Церкви. 22 апреля 1794 г. поступило в казну (145 душ крестьян). В 1802 г. утверждено за церковью, но оставлено в казне. 27 июля 1812 г. продано за 45 тыс. 100 руб. асс. Помещ. Липскому


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 103
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 22:14. Заголовок: Bот еще всякая мелоч..


Bот еще всякая мелочь - из остатков:

С 1808 г. местоблюститель Себежского прихода – свящ. Иоанн Игнатович, а в 1822 г. – администратор Залосемской церкви, свящ. Августин Игнатович.
Настоятель в 1837 г. – Августин Игнатович
Себежские деканы, суррогаты (благочинные): Никифор Блёдуха ( - 1803 г. -); Ипполит Ляхтонович (местоблюститель Себежского прихода в 1807 г., декан в 1807-1811 гг.); Иоанн (Августин?) Игнатович (протопресвитер в 1802 г., местоблюститель с 1808 г., настоятель с 1811 г., духовный депутат уезда в 1811-1815 гг. -), Доминик (Дементий) Конюховский (Конюшевский, с 1807 г. – Себежский духовный депутат и протопресвитер, декан в -1818 –1822 гг. -); Антоний (Афанасий) Хруцкий (- 1828 – 1834 гг.), Иоанн Белинский (1834 – 1839 гг.), к 1840 г. – благочинный Себежский – бывший униатский священнки Франциск Фиалковский.


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 104
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 22:15. Заголовок: А через некоторое вр..


А через некоторое время пройдемся по сельским униатским церквям. И я вновь возьму тайм-аут - для накопления нового материала.

Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 552
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 22:23. Заголовок: stanislaw пишет: Иг..


stanislaw пишет:

 цитата:
Игнатович

- до сих пор в Себеже проживают носители этой фамилии

Иловец

Спасибо: 1 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 106
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 22:55. Заголовок: Все забываю вот что:..


Все забываю вот что: есть небезынтересная статья, краешком касающаяся и себежских и др. панцырных бояр, переселившихся в Тарский округ (совр. Омская обл.): click here. Немного и о латинском католичестве с униатством есть.


Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 553
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 23:00. Заголовок: Есть также на эту те..


Есть также на эту тему много работ профессора Омского ГосУниверситета М.М.Громыко, в частности эта и "Мир русской деревни". Есть ещё работа автора о котором Вы говорите - click here

Иловец

Спасибо: 1 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 107
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 23:15. Заголовок: Точно. Она тоже мною..


Точно. Она тоже мною забыта, хотя читана.

Спасибо: 0 
Профиль
Valery
постоянный участник


Сообщение: 437
Зарегистрирован: 24.07.07
Откуда: Россия, Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.09 19:49. Заголовок: И в Аннинске есть Иг..


И в Аннинске есть Игнатович

Спасибо: 0 
Профиль
Opotchanin





Сообщение: 260
Зарегистрирован: 18.12.08
Откуда: Опочка
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.09 19:53. Заголовок: Valery пишет: И в А..


Valery пишет:

 цитата:
И в Аннинске есть Игнатович


и в Опочке

----------------------------------
Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 116
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.09 00:12. Заголовок: Кое-какие новости о ..


Кое-какие новости о католиках в Руково (Рыково) - "польском" кладбище и отдельно взятой могиле - есть в ветке о деревнях района (продолжение) - в числе первых 14 сообщений (вероятно, будет и какое-то продолжение).
Так что можно взглянуть и туда

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 177 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 614
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




© Наш Себежский форум 2007-2021