http://sharya-papers.narod.ru/moswed/2005/n15-2005_p14.pdf http://sharya-papers.narod.ru/moswed/2005/n15-2005_p15.pdf СОПРАНО ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА Нину Сергеевну Исакову, народную артистку СССР, солистку
Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и
В.И. Немировича-Данченко, я знал давно, бывал на ее спектак-
лях, концертах, встречался в студиях грамзаписи на улице Кача-
лова, когда работал музыкальным редактором Всесоюзного ра-
дио. Но однажды накануне подготовки радиопрограммы, приуро-
ченной к очередной годовщине великой Победы, я узнал неиз-
вестную страницу биографии певицы Во время войны вместе с бабушкой,
мамой и младшей сестренкой она
была эвакуирована из города Себе-
жа Псковской области в деревушку Лепе-
хи, что затерялась между Вязьмой и Юх-
новом, среди непроходимых смоленских
лесов. Осенью 41-го в те места вторглись
немцы. Это произошло 8 октября - имен-
но в тот день Нине исполнилось 13 лет.
Вся их семья начала помогать партизан-
скому отряду, который назывался
«Смерть фашизму». Маленькая Нина
стала связной. Она носила записки ко-
мандира отряда Петра Карповича Карпо-
ва по самым разным адресам. Ее бабуш-
ка и мама работали за швейной машин-
кой и приводили в порядок полицейскую
форму, в которую приходилось переоде-
ваться партизанам для проведения своих
акций. Через некоторое время Нина со
своими близкими ушла к партизанам в
лес. Женщины и подростки занимались
поиском наших парашютистов, кипятили
и стирали бинты для перевязки раненых,
шили маскировочные халаты...
А еще Нина... пела. На коротких прива-
лах во время передышек между боями. И
люди, измученные войной, чувством по-
стоянной опасности, словно оказывались
в другой жизни, мирной и радостной.
Когда кончится война, ты обязательно
должна учиться на певицу, говорили ей
партизаны. Но когда кончится эта про-
клятая война?..
Женщины, дети, старики, конечно, не
способствовали маневренности отряда.
Поэтому их разбили на маленькие груп-
пы, которые и разошлись по деревням.
Однако полицаи, стремясь выслужиться
перед оккупантами, в феврале 43-го уст-
роили облаву на всех пришлых. Нину
вместе с ее семьей бросили за колючую
проволоку в Рославльский лагерь для во-
еннопленных. Потом их перевезли в
концлагерь, который находился в поль-
ском пригороде Ченстохов. Впереди жда-
ли еще два концлагеря, но уже в Герма-
нии - Кестельтельнбах и Дармштадт.
В Дармштадте фашисты устроили на-
стоящий рынок работорговли. Немецкие
бюргеры, бауэры, фермеры охотно приез-
жали туда и тщательно осматривали каж-
дого пленного, долго торговались, обра-
щая особое внимание на возраст, внеш-
ность, здоровье и даже национальность.
На этом рынке Нину разлучили с семьей -
за 15 марок ее продали на ферму.
Работать приходилось так много, что,
вернувшись с поля, она падала без сил
на соломенный настил. И вдруг весной
45-го по ночам стали раздаваться дале-
кие, но мощные артиллерийский залпы.
Вскоре они превратились в настоящую
канонаду, которая с каждой ночью стано-
вилась громче и ближе. А как-то на рас-
свете раздалась английская речь - это
были американские солдаты, которые и
освободили пленных. Вскоре им сообщи-
ли, что недалеко есть советское предста-
вительство, и каждый, кто захочет вер-
нуться на родину, должен подать проше-
ние. Нина тут же составила список жела-
ющих. Ее вместе с другими людьми пере-
бросили в район Эльбы, где в лесу под
открытым небом были собраны тысячи
людей - разных возрастов, полов и наци-
ональностей, профессий... У всех на ус-
тах было слово, которое не нуждалось в
переводе, - ПОБЕДА. Все вокруг пели,
шутили, танцевали, были влюблены друг
в друга и всем хотелось жить. Тут же ста-
ли создавать самодеятельную творче-
скую интернациональную бригаду, в ко-
торой участвовала и Нина.
Впоследствии она пела в сопровожде-
нии лучших симфонических оркестров
страны, но тот сшитый на живую нитку
инструментальный ансамбль, составлен-
ный из губной гармошки, мандолины, ги-
тары, скрипки, гобоя и даже русской ба-
лалайки, был самым лучшим аккомпане-
ментом в ее жизни. Кто-то его шутливо
окрестил «оркестром международных ин-
струментов». Он стал часто выступать с
концертами. Однажды их навестили бой-
цы Кантемировской дивизии и среди них
замечательный баянист-виртуоз Василий
Шейн. После концерта он подошел к Ни-
не: «Голос у тебя сильный, красивый,
иди-ка ты к нам в ансамбль!» Она ответи-
ла: «Спасибо, но не могу. Со мной тут це-
лая семья». «Так и иди к нам со всей
семьей», - сказал Шейн. Так Нина вместе
с мамой, бабушкой и сестрой оказались
в этом ансамбле. Ей выдали военную
форму, семью поставили на довольст-
вие. Кантемировская дивизия некоторое
время базировалась в пригороде Дрезде-
на, позднее ее направили в Западную Ук-
раину в район Львова, а Нина с домочад-
цами после долгих скитаний по свету на-
конец-то вернулись к себе домой.
...Во время одной из встреч мы с Ниной
Сергеевной разглядывали пожелтевшие
от времени документы военных лет. Сре-
ди них я увидел большой фирменный ли-
сток, датированный 27 сентября 1945 го-
да, адресованный начальнику Смолен-
ского управления культуры товарищу Ми-
лееву. «Убедительно прошу вас, - писал
командир того самого партизанского от-
ряда «Смерть фашизму» Петр Карпович
Шматков, - оказать содействие бывшей
партизанке моего отряда Нине Сергеев-
не Исаковой - она ОЧЕНЬ СПОСОБНЫЙ
ЧЕЛОВЕК, и я уверен в том, что со вре-
менем из нее выйдет толк». Партизан-
ский командир не ошибся. Нина Исакова
пошла в музыкальную школу. Затем по-
ступила в Черниговское музыкальное
училище. Потом в Московскую консерва-
торию. Стала солисткой Московского му-
зыкального театра им. К.С. Станислав-
ского и В.И. Немировича-Данченко. Ее
красивое, чарующего тембра меццо-со-
прано всегда вызывало бурю оваций. Но
каждый свой концерт Нина Сергеевна по-
свящала людям, которые встретились ей
на дорогах войны.
Анатолий БОЙКО,артист Московского академического камерного музыкального театра