On-line: гостей 3. Всего: 3 [подробнее..]
АвторСообщение
Paul





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.09 23:29. Заголовок: Католики Себежа


Собираю любую информацию про католиков Себежского края. Оставлять комментарии "В контакте" в группе Католики Себежского края. Заранее благодарен.

Спасибо: 2 
Профиль
Ответов - 177 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


stanislaw



Сообщение: 35
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 03:17. Заголовок: Еще из книги Жискара..


Еще из книги Жискара. 1913.





Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 36
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:21. Заголовок: Описание храма - в о..


Описание храма - в основном из визитационного инвентаря за 1834 г. по Могилевской римско-католической архиепархии (пер. с польск.), но с дополнениями из др. источников:

Приходская во имя Пресв. Троицы церковь построена в 1649 г. иждивением кн. Иеронима Радзивилла на месте старой, сгоревшей ок. 1648 г. святыни, сооруженной кор. Сигизмундом III 20.03. 1625 г.
Когда и кем освящена, - документов не имеется, равно как неизвестна и дата учреждения прихода. Предположительно, в 1654-1673 гг. в храме совершаются православные богослужения, с 1673 г. – вновь католические (в связи с возвращением города в состав Речи Посполитой) . Метрические книги заведены в 1692 г.
Визитная опись 1834 г.: “Костел: длины около 12 сажен, ширины 5, высоты 5. Новокрытый гонтом, поправлен нынешним настоятелем <…> обращен к рынку; орган в 6 голосов, пол кирпичный; лавок по обеим сторонам 6; окон 8, под хорами – 3 (без малых), во всех ризницах – 11, престолов 3, главный: на досках лики свв. Антония, Петра, Павла, Иоанна, Симона, наверху – резная [пропуск в тексте, возможно: статуя? - прим. С.] св. Варвары; старый образ Пресв. Троицы; на алтаре – сень; справа – алтарь с образом Матери Божией, утешающей страдающего Господа, с серебрянными и вызолоченными венками; слева – св. Антония Падуанского в серебрянном окладе с Богомладенцем на руках; менсы [оска или плита на престоле, в которую обычно вкладывали мощи, и помазывали елеем при освящении; именно на этой доске совершалась Евхаристия - прим. С.]– каменные, ступени деревянные у всех трех; амвон деревянный, покрыт ковром, звонницы нет, колокола на башнях ( один большой и два средних). Ризница по правую руку от главного алтаря”
Последующие описания почти совершенно повторяют уже приведенное, разнясь разве в незначительных деталях (ср. описание 1855 г.): «В форме четырехугольная: 10 сажен длины, 5 сажен ширины. Три купола с тремя крестами…» и т.д.
Предположительно, до 1806 г. были произведены: смена кровли на гонтовую, ремонт штукатурки. 1806-1899 гг. сделана кровля из железной бляхи [т.е., листового желаза], окрашена суриком, при входе в церковь устроено крыльцо на четырех каменных столбах, пол сделан из цементных "тафлей" черного и красного цвета. 1878 г. - устроены три новых алтаря в готическом стиле.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 37
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:26. Заголовок: Приходский дом ("..


Приходский дом ("плебания", "дом ксендза"):

Первое описание встречается в визитной описи 1834 г.: «Плебания новопостроенная, от рынка справа, слева от церкви, в восемнадцати саженях; от церкви, через двойные ворота – дворик в полторы сажени шириной; изба, комора, гардероб, всего окон 5, ледник в треть сажени, бревенчатый хлев…».

К концу 1840 – х гг. здание изрядно обветшало, существовал план перевезения дома из приходского имения Глинки на его место, но этот план не устроил декана Роллевича, поэтому прихожане и граждане Себежа обязались дать лес на новое построение дома.

«Новый (приходский дом) 1850, оштукатурен в 1855 г.: 8 сажен длины и 3 – ширины, от костела в 15 саженях, комнат 6, дверей 10, окон 12, печей 3, крыт гонтом, по левой руке в десяти шагах от плебании - очень старая деревянная служба (7 сажен в длину и 3 в ширину, комнат по одной стороне 3, по другой 2), пекарня, кухня (окон 7, печей 2, дверей 7), кладовая (3 аршина в длину и полтора в ширину); по правой руке, в десяти шагах также экономические строения, все под одной крышей, кроме бани, которая в восьми шагах от строений. Строения в длину двадцать, в ширину тридцать саженей все, уже старые: амбар, конюшня и др., огород тридцати сажен длины и двадцати сажен ширины.» - опись 1855 г.

Новое здание было сооружено на каменной основе (восемь сажен в длину и пять в ширину).

В 1885 г. все приходские постройки (два дома, - старая и новая плебании, кухня, амбар, сарай, конюшня, баня, хлев) и припасы свящ. Кроппа сгорели. Прихожане, вынужденные собирать деньги на новую постройку, просили помощи у митрополита. Сохранившийся новый приходский дом [бывш. военкомат, в настоящее время – кажется, таможня? - прим. С.] расположен к югу от церкви, через небольшую площадь (бывш. Торговую).

При приходе некоторое время существовала также богадельня, в которой призревалось в 1820 -1830 – х гг. 5 – 7 человек (дворян, граждан и крестьян). В визитных описях не упоминается с 1840 – х гг.


Спасибо: 0 
Профиль
Nell
постоянный участник


Сообщение: 701
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:36. Заголовок: stanislaw , а как об..


stanislaw , а как обстоят дела с католическими приходами в соседней Белоруссии? Там такая же картина?

Nell Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 38
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:41. Заголовок: Список приходского д..


Список приходского духовенства за 19-нач. 20 в.:


Священник Должность Годы службы Примечания

Трухлевич (Трухлецкий) настоятель - 1803 г. каноник

Любовский Станислав настоятель 1803 – 1805 гг. -

Матфей Липский Капеллан Островенской часовни - 1803 г. -

Карл Гедымин Капеллан Хмелёвской часовни - 1803 г. -

Липский Матфей капеллан 1803 – 1805 гг. -

Кошко Викентий Настоятель,
духовный депутат Себежский,
декан ранее 1810 г. и после 1808 (1807) – 1826 гг.

Мартиниан (Викентий)
Вильмик викарий 1809, 1810 гг. - Беглый иеромонах
Слонимского м-ря обсервантов

Розмович (Розмовский)
Михаил викарий 1809 (1812) - 1819 гг. -
Каминский Мартин Администратор с 1826 г. по 1830 г., настоятель с 1830 г. по 1850 г., духовный депутат, декан с 1834 (1835) г. (в 1849 г. освобожден по собственной просьбе, назначен вице – деканом), прелат. служил в 1826 – 1850 гг. Учился у бернардинцев, награжден медалью за 1812 г. Скончался после тяжелой болезни в 1850 г.

Рымкевич Конрадин комендарий 1833 г. - Иеромонах Ордена Проповедников (доминиканцев)

Станислав Кенсмин викарий 1830-1832 гг. (по др. сведениям, только в 1832 г.)

Мацкевич Раймонд Комендарий-эмерит (викарий) с 1834 г. по 1850 г., после 1850 г. - администратор
служил в 1834 – 1853 гг. Иеромонах Ордена Проповедников генеральный проповедник (с 1849 г. (?)).

Шиманский викарий 1850 – 1853 гг. "Болезненный и старый священник"
Стефановский Сильвестр администратор 1853 г. -
Коткевич викарий - 1870 -
Кропп Самуил Администратор, настоятель, резидент с 1894 по 1895 гг. служил в - 1886 – 1895 гг. Скончался после продолжительной тяжелой болезни в 1895 г.
(о нем будет отдельно)
Цыбулевич настоятель 1894 г.
Семашко настоятель 1894 – 1896 гг.
Крассовский Иоанн Администратор в 1896 – 1897 гг., настоятель с 1897 г. служил в 1896 – 1901 гг. Тяжело заболел в 1901 г.
Лавринович Иулиан Временно прикомандирован к приходу в 1901 – 1902 гг. Викарий Росинского прихода

Далецкий Станислав администратор 1902 – 1915 гг. -
Барановский Леонард декан 1917 г. - Неизвестно, был ли тназначен к Себежскому приходу, или к др. церкви (до 1917 г. – викарий витебского прихода св. Антония, ранее 1922 г. – декан Витебский)

Свящ. Антоний Ярмолович администратор 1925 г. - 1930 (?). Арестован (о нем будет отдельно)


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 39
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:51. Заголовок: Nell Если Вы спраш..


Nell

Если Вы спрашиваете о численности прихожан в Белоруссии - то очень разная от региона к региону. Более или менее так: Гродненская обл. - не пробиться на праздник, полный храм в обычное воскресенье (конечно, не все ежевоскресно участвуют в Мессе); Минская и Брестская обл. - похуже, но прилично; Витебская - в зап. части обл. и в Витебске - неплохо (в Витебске за счет переселенцев из той самой зап. части). В Гомельской (по слухам - сам не был) - как в среднем по России (очень мало).


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 40
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:56. Заголовок: Приходские органисты..


Приходские органисты и ризничие:

Здесь очень мало - в документах только случайные записи

Имя и фамилия Должность Годы службы

Новицкий Иосиф, однодворец Органист до 1833 г. , затем - ризничий -1833-1834 гг.
Томаневский Иосиф, дворянин ризничий - 1833 г.
Юшкевич Николай, дворянин органист 1834 – 1839 гг. -
Селюневич Игнатий, дворянин ризничий 1835 – 1839 гг. -
Рокицкий Флориан органист - 1855 г. -
Шулевский Симон ризничий - 1855 г. -


Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 41
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 20:41. Заголовок: О настоятеле Ярмолов..


О настоятеле Ярмоловиче:

Ярмолович Антоний (Иванович). Род. в 1897 г., в с. Виделицы Оршанского у. Могилевской губ., из крестьян, поляк. Окончил Могилевскую архиепархиальную римско-католическую дух. семинарию. Рукоположен во священника в 1917 г. В 1921-1924 гг. - администратор прихода в Шклове, в 1925-1932 гг. - настоятель прихода в Вел. Луках и филиальной часовни Св. Сердца Иисуса в Новосокольниках. Арестован в 1932 г., постановлением Коллегии ОГПУ от 29.10.1933 г., приговорен к заключению в лагерь на 10 лет. Отправлен в Соловецкий лагерь на 10 лет, постановлением Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области от 09.10.1937 г., приговорен к исключительной мере наказания. 03.11.1937 г., расстрелян и похоронен в урочище Сандормох под Медвежьегорском (Карелия).

Он же был настоятелем в Себеже и Невеле.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 42
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:05. Заголовок: Выше приводился спис..


Выше приводился список деревень, входивших в состав кат. прихода Себежа. Он был за 1855 г.
нашел еще список 1820 г. К сожалению, оригинал был "затухающим" (архивисты хорошо знают, что это) и читать было почти не возможно.

Но вот он все же:

В 1820 г. католические дома были в следующих деревнях: Тихомичи, Липскополь, Избово, Шулы, Лепняхи (это, понятно, Липняги), Нагляны, Жвиково, в приходском имении Глинки, Стеймахи, Дзедзень, Шуньки, Михайлово, Быково, Нальзино, Константинополь, Красная Вода, Войлин, Команты, Орехово, Забелье, Семеновка, Мейчухи, Черницы, Глашино, Хмелевка, Сордарик (?), Терховка, Самсоновка, Ружаново, Ключичи, Кальвиново (?), Томсино, Грищаны, Красная Гора, Федорово, Седлово, Михайлово, Мотыгино, Анкудовичи, Азины и др. (многие названия не поддаются прочтению)

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 43
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:12. Заголовок: С 15 мая 1846 по 186..


В 1842-1843 гг. и с 15 мая 1846 по 1866 гг. происходил «разбор» прихожан между католическим и православными приходами уезда (власти определяли, принадлежит ли тот или иной прихожанин Себежской римско-католической церкви к католичеству в соответствии с государственными законами и уложениями (например, происходившие из смешанных семей должны были быть крещены по обряду Православной Церкви, - или, если они были крещены в Католической - им следовало вернуться в Православную; не допускалось также присоединение к латинскому обряду тех, чьи семьи прежде принадлежали к упраздненной Греко-Католической (униатской) Церкви и т.д.) - таковых с 1839 г. автоматически считали присоединенными к Православию - даже если их частное желание с этим не совпадало).
При окончании «разбора» оказалось, что из 30 действовавших в свое время католических часовен (в т.ч. принадлежавших ранее Сокольническому приходу) сохранила назначение малая часть и католики оказались рассеяны маленькими группами на значительном удалении от Себежской церкви.
«Разбор» начался по Высочайшему повелению от 17 апреля 1842 г. Комиссия исключила 30 апреля 1843 г. из списков Себежского прихода 101 прихожанина, еще 161 член прихода попал в необъяснимую ситуацию. Это были так называемые «происходившие от католиков» члены смешанных семей (дело в том, что до 1832 г., по предыдущему законодательству и по договору с Речью Посполитой от 1768 г. в смешанных семьях сыновья наследовали веру отцов, дочери - матерей, а с 1832 г. все дети от смешанных в конфессиональном отношении браков должны были воспитываться в православии - возникла правовая коллизия, которая решалась всякий раз иначе).
Последние беспрерывно обращались с просьбами к настоятелю костела, свящ. Каминскому, за требами, хотя он вынужден был им отказывать, не смотря не то, что они формально и не считались причисленными к православию (они "сидели между стульев").
Так, помещицы Себежского прихода, родные сестры Иосифина Эртманова и Анна Медуницкая жаловались на признание их по «разбору» «подлежащими возврату в православие», тогда как по метрическим свидетельствам и они, и мать их, Регина, были католического исповедания, «в котором последняя рождена и крещена в 1787 г.».

Кстати, это еще одна из причин уменьшения численности прихожан (см. приходскую статистику за 1832 г. - она выше)

Спасибо: 1 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 44
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:28. Заголовок: Прошу прощения, что ..


Прошу прощения, что вываливаю извлечения из своих материалов практически без всякой системы и порядка, хаотически - на более осмысленное просто нет времени. Когда-нибудь (надеюсь, не так уж нескоро) буду завершать книжку о католических приходах в совр. Себежском, Пустошкинском, Невельском. Усвятском, Куньинском, Новосокольническом и Великолуцком (т.е., по южной Псковщине) р-нах. осталось только совершить 2-3 наезда на минский архив, еще раз повисеть в архиве В. Лук, съездить в Ржевский архив, отработать библиографию и порыться в библиотеках и архивах в Польше. Ах, да! Надо бы еще в Витебске проверить.
Но самое главное: мне ПОЗАРЕЗ нужны свидетельства старожилов (желательно - бывших прихожан и их потомков) - они будут очень ценны. Вот тогда я надеюсь покончить с этим. А сейчас - черновики...

"ПОЗАРЕЗ" - потому уже, что все больше пожилых и стариков уходит (увы!). И так уже опаздываю...

Спасибо: 0 
Профиль
Конкретный



Сообщение: 2644
Зарегистрирован: 26.01.07
Откуда: ГЛАТОВО , ГЛЕМБОЧИНСКОЙ ВОЛОСТИ
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:31. Заголовок: stanislaw В СОСНОВОМ..


stanislaw В СОСНОВОМ БОРУ ЕСТЬ ДОМ ВЕТЕРАНОВ !!!!!!! ТЕБЕ ТУДА НАДО НАВЕДАТСЯ , ТАМ ТОЧНО СВИДЕТЕЛЕЙ НАЙДЁШ !!!!!!!!

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 45
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:35. Заголовок: Конкретный Эх! Вре..


Конкретный

Эх! Время бы найти!
Да и знать бы хоть кого-нибудь...
А то: "Здрасте, я тут мимо проезжал. Быстренько расскажите, что помните, и живите, как жили...". Нехорошо-с. Некрасиво (особенно учитывая, как живут наши старики ). тут подготовка нужна...

И подкопить, как говорят поляки "форсы" (наличности) - хотя бы на какие-то скромные подарки...

Спасибо: 0 
Профиль
Конкретный



Сообщение: 2646
Зарегистрирован: 26.01.07
Откуда: ГЛАТОВО , ГЛЕМБОЧИНСКОЙ ВОЛОСТИ
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:39. Заголовок: stanislaw У КУЗИ НАД..


stanislaw У КУЗИ НАДО ТЕЛЕФОН СПРАСИТЬ ИЛИ УЗНАТЬ С КЕМ ТАМ МОЖНО СВЯЗАТСЯ ?????

Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 196
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:39. Заголовок: stanislaw пишет: &#..


stanislaw пишет:

 цитата:
"Здрасте, я тут мимо проезжал. Быстренько расскажите, что помните, и живите, как жили..."

какой-то циничный метод, так археографические и этнографические экспедиции не проводятся

Иловец Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 46
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:40. Заголовок: Я как раз хотел напи..


Я как раз хотел написать: "Люди добрые! Помогите, чем сможете". Спасибо!

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 47
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 00:44. Заголовок: stanislaw пишет: к..



 цитата:
какой-то циничный метод, так археографические и этнографические экспедиции не проводятся




Вот и я говорю: некрасиво. А учитывая, что у меня обычно не более 1-2 дней в запасе на такие вещи - опасность такая есть. Поэтому готовиться нужно. Контакты искать. Причем, личные
Вот и прошу помочь.


Спасибо: 0 
Профиль
Nell
постоянный участник


Сообщение: 703
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 10:52. Заголовок: stanislaw , не переж..


stanislaw , не переживайте, поможем. У меня есть знакомые в доме ветеранов.Все заранее подготовим. Если хотите , могу попросить , чтобы заранее распросили, кто-что может рассказать. И не такие уж они там на жизнь обиженные. Когда Вы планируете приехать?

Nell Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 48
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 20:46. Заголовок: Nell Спасибо! Пер..


Nell

Спасибо!
Первую попытку совершу между 15 и 18 июня - перед тем, как везти из Аглоны польских туристов. Вторая будет после 18 августа (или наоборот, до 14-го).

Спасибо: 0 
Профиль
Paul





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 21:33. Заголовок: Вступайте в группу С..


Вступайте в группу СЕБЕЖ-НЕВЕЛЬ КАТОЛИЧЕСКИЙ. Всем рады. Группа не направлена против других конфессий!

Спасибо: 0 
Профиль
Nell
постоянный участник


Сообщение: 714
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 21:35. Заголовок: Paul , а чем занимае..


Paul , а чем занимается Ваша группа?

Nell Спасибо: 0 
Профиль
Paul





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:08. Заголовок: Приглашаем в группу ..


Приглашаем в группу СЕБЕЖ-НЕВЕЛЬ КАТОЛИЧЕСКИЙ

Спасибо: 0 
Профиль
Paul





Сообщение: 4
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:17. Заголовок: Цель группы - собрат..


Цель группы - собрать как можно больше сведений об католиках Себежа и Невеля. Приглашаются абсолютно все. Движение не направлено против других конфессий. Изучаем культуру, быт, традиции католиков Себежа и Невеля. Занимаемся пропагандой здорового образа жизни, прививаем любовь к культуре родного края и т.п.

Спасибо: 0 
Профиль
Paul





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:20. Заголовок: Хотелось бы навести ..


Хотелось бы навести порядок на католических кладбищах.

Спасибо: 0 
Профиль
Nell
постоянный участник


Сообщение: 715
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:43. Заголовок: Paul , а вы находите..


Paul , а вы находитесь в Себеже?

Nell Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 49
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:48. Заголовок: И, разумеется, попол..


И, разумеется, пополнить копилку историко-краеведческого знания.
У меня еще частная цель - о которой писал - ищу воспоминания старожилов, но ценны также свидетельства современных себежских и невельских католиков.
Особенно ценю фотографии (семейный быт, старые фотографии из костела, или связанные с ним, обрядовые сцены - похороны, венчания, крестины).
Некоторые прошли через лагеря - возможно, потом кто-то вернулся в Себеж и Невель - хотелось бы зафиксировать и их свидетельства. Иными словами, "живую историю".

Ну и для меня лично поиск пошире: Себеж - конечно, но и Невель, Новосокольники, часовни-каплицы по югу Псковщины, фотофиксация захоронений. И до сих пор не могу найти изображений (хотя бы рисунков по памяти) Сокльнического костела (после 1867 г. - православная церковь Пуповичского прихода, совр. Новосокольнический р-н, д. Старосокольники, церковь разрушили немцы в 1943 г.) и Куркинской деревянной филиальной часовни бывш. Велижского уезда (совр. Куньинский р-н Псковской обл.). То же самое касается церквей, построенных при унии, и сохранявшихся до нач.-сер. ХХ в. (хотя это и редкость).
И - отдельно - всякие свидетельства жизни колонистов из латгалии, селившихся в кон. 19-нач. 20 в. вокруг Заголодья Усвятского р-на (колонии №№ 1-10). Сейчас там сохранились лишь кладбища посреди болота, и несколько смешанных семей: Кокины, Мачи и др.

A propos:

Коллеги и друзья!
Не знаете ли, есть ли подобный вашему форум для невельчан? Я не нашел, но м.б., плохо искал (есть "форум города Невель", но он похуже качеством и не так активно посещается участниками, да и краеведческая направленность слабая).

И еще: несколько дней могу не пополнять сведений - много накопилось срочных работ. Но обязательно вернусь.

Ну и если кто встретит Алексея Станиславовича Петренко (директор себежского музея) - всенепременнейше передавайте от меня поклон и блгаодарности.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 50
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 23:04. Заголовок: Конечно, вы все знае..


Конечно, вы все знаете брошюру В.Ф. Васильева "Легенды и предания Себежского края". Одна из них, "Легенда любви", интересна как косвенное свидетельство попытки католической миссии среди цыган в Себежском уезде. А на поверку это может оказаться и не такое невероятное историческое событие: во многих белорусских католических приходах были прихожане-цыгане. Даже в тех, которые сейчас на территории России (например, Микулин-Рудня и Шумячи, совр. Смоленской обл.). Вот дотянусь до списка прихожан себежского костела в НИАБ в Минске - проверю, может быть будет еще подтверждение.

Брошюра тут: sovremennik.ws/2008/01/11/legendy_i_predanija_sebezhskogo_kraja.html

Спасибо: 0 
Профиль
Paul





Сообщение: 6
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 09:50. Заголовок: Нет, я из Белоруссии..


Нет, я из Белоруссии.
Дед родом из Лудзы.

Спасибо: 0 
Профиль
Paul





Сообщение: 7
Зарегистрирован: 08.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 09:51. Заголовок: Часто бываю в Себеже..


Часто бываю в Себеже.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 51
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 00:54. Заголовок: Приходское (престимо..


Приходское (престимониальное) имение Глинки


Фундушевое имение пожаловано 18 июня 1629 г (по др. сведениям, 20 марта 1625 г.) королем Сигизмундом III: «100 волок земли, леса, семдесят домов, по изъятии канонической перстимонии остается душ мужескаго полу 140, женскаго – 167.» (визитная опись за 1830 – 1831 гг.) «…и пятьдесят уволок земли – в 3 верстах от города Себежа, в фольварке Глинки <…> 62 души и в городе 81 душа <…>» (визита 1835 г.). Располагалось "при самой почтовой дороге от Себежа в Люцин, по правой стороне" (на расстоянии, по разным данным, от 2 до 3,5 верст).
По отчислении земли для канонической престимонии (имение капитула) площадь фольварка Глинки составила 50 уволок (56 десятин в 1885 г., в 1855 г. -33 десятины).
Описание приходского имения: «…возле ворот имения, на старом кладбище, бревенчатая, четырех сажен длины и трех – ширины, с куполом малым, и с фронта – с железным крестом /часовня - прим. С./, служащий за звонницу малый хор над дверями, пять окон, /в часовне - прим. С./ Образ Распятия, алтарь деревянный из досок и бумагой оклеен, малая ризница, колокол в один пуд…».
Дом имения был построен в 1832 г. новый, двухэтажный.
К фольварку были приписаны деревни: в 1820 г. – дерени Вашково (Васиково?), Бондарево, Соболёво, Тлово .
В 1803 г. к имению приписано было 166 «фундушевых» душ крестьян, в 1819 г. - 180 /.
Фольварк приносил годовой доход: в 1819 г. в 2000 руб. асс. (при 300 руб. «неверного доходу» и расходе в 200 руб. (с налогом – 1000)) ; в 1833 г. – 2500 руб., при расходе в 498 руб.
Около 1850 г. имение Глинки (с обветшавшими строениями) было сдано в аренду (по крайней мере, до 1853 г.)
Имение приносило в эти годы по 100 руб. сер. Кроме доходов с имения, церковь не имела никаких поступлений. На фундушевой церковной земле «издавна поселились вышедшие из России крестьяне православного исповедания»
Кроме фундушевой земли, церковь была наделена землей в черте города Себежа, границы которой устанавливались генеральными межеваниями 1784 и 1856 гг. (1 десятина 885 кв. сажен).
При настоятеле Каминском на церковной земле поселились (еще раньше, при Речи Посполитой, или как сказано в донесении православного духовенства 1839 г., «издавна поселились вышедшие из России крестьяне православного исповедания», указанные еще в первой переписи церковного имущества 1657 г. свободными людьми, все кроме плебаниальной земли, - сами они, их потомки, строения, имущество, - было в полном их распоряжении. Во время поголовной переписи 1772 г. все они числились служащими при церкви, к земле прикреплены не были) - вольноотпущенники кн. Галицина, из Тверской губ., обязавшиеся служить церкви за право пользования землей в течение 12 лет, но после повеления императора, после 1839 г., используя дарованное православным право, по которому они не обязаны были более служить католическим церквям, сделали попытку освободиться от службы.
Этих крестьян по ревизиям 1782, 1795, 1811 и 1816 гг. числилось при церкви пять человек (в приходских документах они именуются «юриздичанами»), в 1834 г. – семеро.
Всего же фундушевых крестьян числилось при церкви в 1784 г. 55 обоего пола, во Всемилостивейшем манифесте от 28 июня 1787 г. упомянуты жительствовавшие на церковной земле в Себеже 418 человек.

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 52
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 01:06. Заголовок: Словарик: "фунду..


Словарик: "фундуш", "фундушевое имение"; "юридика" - см. в И-нете (есть на Викизнании, второе - см. в статье о Магдебургском праве по категории поиска "юридика+местечко").
По поводу престимонии (prestimonium, prestimonialis) - можно посмотреть здесь: p://www.krotov.info/history/05/korsuns/korsu_06.html
Засим, к сожалению, вынужден удалиться.

Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 242
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.09 15:33. Заголовок: Верхнедвинско-Себежский деканат по состоянию еа 1923 год


ECCLESIAE ET CAPELLAE
in Archidioecesi Mohiloviensi
GUBERNIUM VITEBSCENSE
3. Decanatus Drysso-Siebieżensis

1. Siebież. Esia paroch. SS. Trinit., lapid.
Adm. (vac.).
Capella Rykowo, lap.
2. Dryssa. Esia Filial. Nativit. BMV., lap.
Filial. (vac.).
3. Oswieja (St. v. f. Dryssa). Esia paroch. SS. Trinitatis, lapid.
Adm. (vac.) .
Capellae: Swolna in coem., Kochanowicze.
4. Przydrujsk (In Lotavia). Essia paroch. Assumption BMV., lapid.
Adm. Bronislaus Stefanowicz.
Capellae: Przydrujsk, Ioan. B., lign. in coemet. Szniekowo vel Balbinowo, SS. Trinit., lign. Wojciełowo.
5. Pustyń (In Lotavia). Esia paroch. Assumpt. BMV., lap.
Adm.
Capella Temismujża.
6. Rosica (St. tel. et v. f. Bigosowo). Esia paroch. s. Cord. Jesu.
Adm. m. f. Petrus Kapusta, Adm. Saryen.
Capellae: Balin, Bigosowo.
7. Sarya. Eccl. Assumpt. BMV., lapid.
Adm. (vac.) .
8. Zabiały (St. post. Wolyńce, tel. Borkowicze, v. f. Smolno). Esia paroch. S. Georgii M., lap.
Adm. m. f. Ioannes Wersocki.
Capellae: Justynianowo, Hromoszcze, Kniażyce, Ziabkj, Tobolce, Borkowicze.
9. Zamosze (St. post. et. tel. Oświej, v. f. Dryssa). Esia paroch. Exaltat. S. Crucis, lapid.
Adm. m. f. Adolphus Fillip, Adm. Oświej.

Иловец Спасибо: 1 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 53
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.09 22:10. Заголовок: Перевод: Церкви и ч..


Перевод:

Церкви и часовни
В Могилевской архиепархии
Витебская губерния
3. Дриссо-Себежский деканат


1. Себеж. Приходск. церк. Пресв. Троицы, камен.
Администратор (вакансия)
Часовня Рыково, камен.

2. Дрисса. Филиальная ц. Рождества Пресв. Девы Марии, камен.
Филиалист (вакансия)

3. Освея (ж.д. ст. Дрисса). Приходск. ц. Пресв. Троицы, камен.
Администратор (вакансия)
Часовни: Свольня (на кладб.), Кохановичи
4. Придруйск (в Латвии). Прих. Ц. Взятия на Небо (до революции писали по-русски – Успения – прим. С.) Пресв. Девы Марии, камен.
Администратор Бронислав Стефанович
Часовни: Придруйск, Иоанна Крестителя, каменная на кладб., Шнейково или Бальбиново. Пресв. Троицы, камен.; Войчелово
5. Пустынь (в Латвии). Прих. ц. Взятия на Небо Пресв. Девы Марии, камен.
Адм.
Часовня Темисмуйжа.
6. Росица (ж.д. и телеграфн. ст. Бигосово). Прих. ц. Св. Сердца Иисуса
Администратор – (по совместительству) Петр Капуста, администратор Сарьинский
Часовни: Балин, Бигосово
7. Сарья. Ц. Взятия на Небо Пресв. Девы Марии, камен.
Администратор (вакансия)
8. Забялы (почт. Ст. Волынцы, телегр. Борковичи, ж.д. Смольно). Прих. ц. св. Георгия Муч., камен.
Администратор по совместительству Иоанн Версоцкий
Часовни: Юстинианово, Громоще, Княжицы, Зябки, Тобольцы, Борковичи
9. Замошье (почт. И телегр. Ст. Освея, ж.д. Дрисса). Прих. ц. Воздвижения св. Креста, камен.
Администратор по совместительству Адольф Филипп, администратор Освейский


Пока на продолжение этюдов нет времени.
Кстати, это за какой год Elenchus cleri? Или это Directorium divini officii et missarum?
Они и до революции были не очень надежны, а после - вообще не могли многих реалий честь (составлялись в эмигрировавшей в польский Люблин архиепархиальной курии на основании тех сведений, которые удалось разными путями добыть, но чаще всего перепечатывали сведения нач. 1920-х гг.).
У меня есть такие за 1914, 1917, 1921, 1931 и 1932. Можно потом все их здесь повыкладывать. Для сравнения динамики. А еще какие-то у А. Бовкало на сайте есть. За 1922 г., кажется...

Спасибо: 0 
Профиль
chibisovitc
историк-архивист, краевед


Сообщение: 248
Зарегистрирован: 07.07.07
Откуда: Россия, Москва
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.09 23:06. Заголовок: stanislaw пишет: эт..


stanislaw пишет:

 цитата:
это Directorium divini officii et missarum?

Это за 1923 год

Иловец Спасибо: 1 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 54
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.09 00:33. Заголовок: А можно его у Вас, к..


А можно его у Вас, как бы это сказать...целиком выклянчить? Для коллекции. Могу на обмен (далее в Л/Я).

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 55
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.09 16:59. Заголовок: Друзья! Ко всем вам..


Друзья!

Ко всем вам большая просьба: если кто-нибудь знает, где в нынешнем Себежском р-не (а еще лучше - и в Невельском, Усвятском, Пустошкинском, Новосокольническом, Куньинском) сохранились какие-то католические семьи, надгробия на кладбищах. слухи о часовнях и т.д. - расскажите, пожалуйста!
Просто начинаю книжку готовить к финальной стадии, и на август планирую более продолжительный, чем раньше выезд на юг Псковщины, именно чтобы как можно больше разузнать, сфотографировать, записать, увидеть.

Заранее признателен!

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 56
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 01:06. Заголовок: Друзья! Прошу на мен..


Друзья!
Прошу на меня не обижаться: я обязательно продолжу свои писания. Только вот с завалами по статьям и переводам (а также на работе) рассчитаюсь. Просто устал, и все идет медленнее чем обычно...

Спасибо: 0 
Профиль
Конкретный



Сообщение: 2694
Зарегистрирован: 26.01.07
Откуда: ГЛАТОВО , ГЛЕМБОЧИНСКОЙ ВОЛОСТИ
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.09 01:19. Заголовок: stanislaw пишет: Др..


stanislaw пишет:

 цитата:
Друзья!
Прошу на меня не обижаться: я обязательно продолжу


НИ , ЧЁ МЫ ПОДОЖДЁМ !!!!!!!! ТЫ ГЛАВНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗВРАЩАЙСЯ К НАМ НА ФОРУМ !!!!!!!!

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 57
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.09 01:55. Заголовок: Из личного дела себе..


Из личного дела себежского настоятеля, декана Дриссо-Себежского свящ. Самуила Кроппа, 03.03.1890 г.:

«Самуил Кропп давно уже потерял зрение правым глазом, в настоящее время на левом образовалась катаракта <...> возражал, что литургию знает наизусть и требник знает наизусть, диспенса же ему не нужна, так как он принадлежит к Бернардинскому Ордену, имеющему привилегию, но просит назначить помощника».


Боевой был старец. Бежал в 1839 г. Велионского моанстыря, потом был настоятелем и военным капелланом в Смоленске. Был, видимо, как-то замешан в восстании 1863 г., хотя ничего не доказали. Долгие годы служил в Себеже, где умер и похоронен на Польском кладбище (могила сохранилась, хотя крест отломан). Фотография могилы есть в теме (см. выше). Все забываю перевести эпитафию. Значит, этот перевод и будет сл. шагом.

Словарик:
Диспенса (она же dispensatio) - разрешение дух. властей не соблюдать какую-либо каноническую норму или предписание в связи с соответствующими обстоятельствами (например, мясоядение в пост путешествующему священнику)

Спасибо: 0 
Профиль
stanislaw



Сообщение: 58
Зарегистрирован: 09.02.09
Откуда: Rosja, St. Petersburg
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.09 11:01. Заголовок: А вот перевод эпитаф..


А вот перевод эпитафии (на большее пока все еще нет времени): "Ксендз Самуэль Кропп, себежский настоятель. Род. в 1811 г., ум. 12 ноября 1890 г. Благодарные прихожане просят молиться о душе его" (фото могилы см. выше).

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 177 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 116
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




© Наш Себежский форум 2007-2021