Отправлено: 20.11.11 01:38. Заголовок: Nell В тот период со..
Nell В тот период со мной случилась удивительная история, которая до сих пор живет в моем сердце.Я конечно-же счастлив и говорю судьбе СПАСИБО за те мгновения, которыми она меня одарила, но по большому счету это никак не изменило мою судьбу. Но об этом позже.
В Мурманске. Главное- буду ли рад я. Вы имеете отношение к училищу? Вместе снеприятными воспоминаниями о том времени, были и счастливые моменты, которые перевернули мое внутреннее мировозрение, укрепили, поддержали. К сожалению все это потеряно. Так что не знаешь - где найдешь, где потеряешь. А в целом- хочется
Отправлено: 20.11.11 15:07. Заголовок: В начале лета 1970 м..
В начале лета 1970 мы перешли в летний лагерь. это было прекрасное время!!! Около маленького озерка, которое находится слева, если смотреть на озеро, был огород, и там мы заливали фундамент под какой-то не большой домик- не знаю, чей, но он был частным.Каким ветром, одному Богу известно, там оказались две девчонки, с одной из них я познакомился.Мне было странным то, она не испугалась, не убежала, ведь она находилась на территории.Правда там ПОЧТИ не было ни какого забора.Уже через несолько минут я понял, что в моей судьбе все изменилось.не было в моей жизни ничего подобного!!!!! никогда.Я уже говорил, что мы плотно занимались спортом, Вдоль озера шла не широкая полоса соснового леса, мне во время тренировок ничего не стоило пропасть минут на 20-30.Мы встречались. Было не очень понятно, но я осознал, (прошу понять правильно), что человеку из другой жизни я нужен!. ни почему-то , ни для чего-то , а просто НУЖЕН!!!! У нас в летнем лагере, на ночь забиралась одежда, складывалась в каптерки,которые мы сами и построили в 1970 весной, но была и запасная ( вольняжка), в которой после отбоя, поздно, после проверки, я уходил под забором на встречу с Ней! По прошествии стольких лет, не смогу я сейчас передать и сотой доли чувств, которые я тогда испытывал!Если ехать в сторону училища из города, проезжая мимо него метров 150-200, тоже с левой стороны, стоит двухэтажный 16-ти кв. дом (мы его тоже строили), так вот от него в лес есть отворотка, ведущяя на берег озера, как раз к летнему лагерю. Там раньше было что-то вроде парка. Там был настил за заборчиком- похожая на старую танцплощадку. Обзор(на всякий случай) был хороший, вот там-то на лавочке по час-полтора мы сидели. Я страшно боялся неловким словом или движением спугнуть эту птицу счастья, по-этому почти всегда молчал.Я все еще не мог понять, что это все происходит со мной, опыта доброжелательного с девушками не было ни какого.Простые добрые слова, сказанные ей просто в разговоре, мне казались предназначенными только для меня, и ни для кого другого. Как оказалось, она жила в бараке сразу за забором напротив ( около школы стояла водонапорная башня)нее. Наше общение было с препятствиями.Ее родители узнали, сообщили, создали шум с вытекающими........... Не смотря на то, что я был уже председателем училища, администрация попыталась сделать все, чтобы я был на глазах всегда.Разве могли они, глупые,знать, Что встречаемся мы не каждый день, ине всегда днем.Начиналась новая, еще не знакомая мне жизнь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Отправлено: 21.11.11 20:42. Заголовок: Кто-бы и сколько-бы ..
Кто-бы и сколько-бы ни говорил о жизни в СПУ, все это чисто субъективные суждежния.Каждый воспитанник жил только в своем узком пространстве и из него только мог заглянуть в маленькую щель чужой жизни. кто-то завидовал ей, кто-то злился и на себя и на тех, кто живет лучше, но при этом свою лучше сделать не хотел, или не мог.Как минимум четыре уровня положения существовали тогда ,и каждый мог дойти только до того, на сколько хватало его головы, кулаков и желания. Как делали мы: Не важно, каким путем ты добился лучшей жизни для себя, Но если ты не сделал ни чью другую безопаснее и спокойнее, отправлялся на уровень ниже.Раз в неделю, лично проходил по отделению и раздавал ребятам сигареты. Добыть их самим у них не было ни какой возможности, а у меня была. последние полгода я просто отдавал свои посылки в отделение. Но я повторяю еще раз- я был председателем училища, а это объясняет многое. Возможностей у меня было много. По-этому у меня одно мнение о тех временах. У других оно сравни кошмару, который они постарались быстрее забыть и никогда не вспоминать. Если тому, кто жил такой жизнью, довелось бы сейчас написать, я могу представить, что бы мы сейчас читали. У меня есть фото того времени, там все отделение, позже я обязательно выложу.Так что говорить плохо о тех временах человеку, дошедшего до самого верха - не честно, не правильно.Уверен- другие думают иначе.Но это была их жизнь, и ничего с этим они сами сделать не смогли. Кто-то имел почти все, не хватало только свободы, а для другого-прожить этот день без побоев, без стирки чужих носков, без мытья полов в два часа ночи-верх блаженства. Все относительно всегда и везде.
ICE Cтавятся вопросы : что могло или может привести юнца в систему?, как он оценивает жизнь в системе? Какие последствия приходится преодолевать ему, чтобы выйти из нее и телом идушой и стать нормальным человеком. Если бы читали внимательно, то , что я пишу Вы увидели бы в этом ответ, Может, несколько длинный, Но мне кажется , ТЕМ, кому не ВСЕ РАВНО, обязательно увидят в нем ответ. Читайте внимательно последние две строчки!!!!!!!!!!!!!!!
Ошибаетесь, ув.группа№8 , внимательно читала. Пафосные слова МНЕ НЕ ВСЕ РАВНО и только. Ждать продолжения рассказа это Вы считаете не есть безразличие? Конечно судьба детей попадающих в спец.учереждения не должна вызывать равнодушие. Но есть вещи, которые меня волнуют гораздо больше. группа№8 пишет:
цитата:
Cтавятся вопросы : что могло или может привести юнца в систему?,
что тут сложного? Виной тому -родители которым не нужны собственные дети. т.д. и т.п.
Отправлено: 22.11.11 12:52. Заголовок: ICE. Очень хорошо, ..
ICE. Очень хорошо, Что есть люди, которых волнует эта проблема( я о Вас), но не возможно разобраться ни в чем, не разобрав вопрос "по винтику".Что меня привело в "систему", до сих пор не могу сказать с точностью.Мама родилась в 1926г. Семью раскулачили, прадеда расстреляли как кулака. Отношение к власти было однозначным- неприятие. За то, мама (ДЕТИ ЗА ОТЦА НЕ ОТВЕЧАЮТ)в 1941г. была сослана на Соловки В возрасте 15 лет......................... Когда я подрос, часто слышал разговоры с подругами о системе, о правах, возможностях при нашей родной власти. А ведь ей во время войны запретили даже учиться в школе. Так что за меня меня мама перегрызла бы глотку любому. Результат- я в Себеже. Отношение родителей к воспитанию своих детей ОЧЕНЬ важный, но не самый главный. Важнее для ребенка среда, в которой он развивается и растет. Выбрать-же эту среду и должны ПОМОЧЬ родители. В те времена, да еще быть-бы грамотной, работая землекопом, мать, занимаясь нашим воспитанием, уморила бы всех голодом. Я уже долго живу, много слышал и видел. Так, что- ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ............50/50. Это мое мнение. Среда?Про среду, вкоторой мы все живем,говорить можно до конца жизни.Более- менее благополучно живем в столицах и больших городах. 70 % населения живет "на земле в т.н. провинциях", где царит безработица, пьянство, воровство иголод. Ведь это народ, с незапамятных времен кормивший всю страну.Половина земли зарасло кочками, а едим все импортное. В глухой деревне купить шесть соток земли не реально. Воруют все, у кого есть возможность. Не потому, что плохие, а потому, знаем- не я , так другой , но результат все равно будет один--------УКРАДУТ!!!СРЕДА??.....50/50. Одни берут, потому, что уже не могут не брать, а другие- потому, хотят ЕСТЬ.. Пример: Рядом с нами в Норвегии в деревне открыли школу, где учится всего один ребенок............................................................................!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Если что-нибудь недопонимаю-простите!
Норвегии в деревне открыли школу, где учится всего один ребенок............................................................................!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Если что-нибудь недопонимаю-простите!
Вы знаете, какое население в Норвегии? - ок. 5 млн. Всего. Поделите доходы от нефти на это население и будет вам школа для 1 ребенка с одним учителем. До того, как в Норвегии обнаружили нефть, это была самая бедная страна в Европе. Они там одну селедку ели. А селедка в сахаре - местный деликатес- заменяла пирожные.
группа№8 пишет:
цитата:
А ведь ей во время войны запретили даже учиться в школе.
Во время войны моя мама тоже не училась в школе, живя в Москве. Школы закрыты были. Война все-таки.... группа№8 пишет:
цитата:
а потому, знаем- не я , так другой , но результат все равно будет один--------УКРАДУТ!!!СРЕДА??.....50/50. Одни берут, потому, что уже не могут не брать, а другие- потому, хотят ЕСТЬ..
Сейчас уже мало, кто крадет, потому что ему есть нечего. Этим промышляют у нас до сих пор подростки, сбежавшие и СПТУ №1. Да и то крадут, чтобы потом купить сигареты и наркоту всякую. А вот эта философия, если не я украду, так кто-то другой, тогда уж лучше я - гнилая.
Здрасьте Вам всем, кто прочитает!!!! Сегодня ночью до пяти утра сидел и просматривал почти все разделы форума. Какие Вы молодцы!!!!!!! Проводите встречи, отмечаете юбилей форума, собираете грибы........ Не смотря на то, что десятилетия не был в ваших местах, принял все так близко, как будто не был с Вами всего один раз. Говорят:" нельзя войти дважды в одну и ту-же воду", но так захотелось побробывать это сделать еще!!!!!!!! Спасибо!! теперь Я точно буду стараться.!
Отправлено: 23.11.11 18:13. Заголовок: Сейчас уже мало, кто..
Nell пишет:
цитата:
Сейчас уже мало, кто крадет, потому что ему есть нечего. Этим промышляют у нас до сих пор подростки, сбежавшие и СПТУ №1. Да и то крадут, чтобы потом купить сигареты и наркоту всякую
Муза из евросоюза, НЕ ВРИ!!!!!! ЭТО КЛЕВЕТА НА ПАЦАНОВ. ФАКТЫ ЕСТЬ? Слов нет, какая ВЫ лживая..........
Отправлено: 23.11.11 20:19. Заголовок: Nell пишет: Этим пр..
Nell пишет:
цитата:
Этим промышляют у нас до сих пор подростки, сбежавшие и СПТУ №1.
Да что Вам не даёт покоя это СПУ! Посмотрите, что происходит в нормальных школах, детей пораспрашивайте и Вы увидите, что там тоже много проблем. Кстати, Вы не в курсе, от чего всё-таки умер подросток из Идрицкой школы? Может, спросим вместе у директора? А то любят "кричать" на всех углах, что Идрица у нас самая лучшая. Почему же тогда замалчиваются такие факты? Кто-то боится "подмочить" себе репутацию? Не переживайте - она и так уже испорчена!
Отправлено: 25.11.11 16:52. Заголовок: Не очень хорошо слож..
Не очень хорошо сложилась. В начале 1972г. новый поход. Продолжался он до1979г. Можно я не буду ворошить то, что к СПУ не относится?! Могу только сказать вот что. После всего этого закончил вечернюю школу, женился, Двое детей, внук, ЛИСИ ПГС- 83, 27 лет на стройке, из них 10 огнеупорщиком, две операции на позвоночнике, инвалидность, пенсия. Вот собственно и все. Половину года провожу в деревне в Архангельской обл.У нас там свой дом. Огород, грибы, рыбалка.................
Здравствуйте!Всвязи с праздником Ветер вольный выложил видео в исполнении Ю. Визбора " Баксанская". Так вот эту песню мы в составе группы "артистов" в 1970г.исполняли в какой-то деревне, в какой- не помню.
Ангелы на обочине: педагог Семёнов растит из юных преступников людей
Автор: Елена Ширяева
Опубликовано 09 января 13 (0:05)
Он, конечно, помнит не всех воспитанников. Только самых трудных. И самых талантливых В кабинете у Сергея Григорьевича Семёнова, директора Себежского спецучилища закрытого типа, что в Псковской области, есть полочка, где собраны памятные фото и другие предметы гордости. На ней рядом с портретом датской королевы, премьер-министра Д. Медведева (руки не доходят поменять на более актуальное президентское фото), с большой фотографией печального Зиновия Гердта (своего земляка в Себеже просто боготворят) стоит портрет мальчишки, которого три года назад вся страна на руках носила. Василий Лыкшин, звезда сериалов «Ранетки», «Громовы», начавший свой творческий путь с фильма «Ангел на обочине»… К ним он попал по приговору суда. До этого Вася жил в Зайцевском детдоме Одинцовского района Московской области. Воровство, хулиганство, прочие «подвиги», крайне сложный характер... И вот интересно: то, что на прежнем месте учёбы и проживания считали агрессией и упрямством, в условиях Себежского спецучилища превратилось в совсем другие характеристики - гордость, умение отстаивать своё мнение, стремление к справедливости. А для мальчишек из спецучилища Лыкшин стал живым воплощением главной сказки их жизни: они видели в нём лебедя, выросшего из гадкого утёнка. Надо ли говорить, как потрясла их внезапная смерть друга: Вася Лыкшин умер 18 октября 2009 г. от сердечной недостаточно-сти… В календаре училища этот день - день его памяти... Василий Лыкшин.Фото russianlook.com А для педагога история с Васей - ещё одно подтверждение, что исковерканную жизнь можно изменить. Надо только помочь, дать возможность. Вот для этого Семёнова и выбрала судьба. Или он судьбу... «Я не хотел взрослеть, я и сейчас не хочу быть взрослым», - это такой секрет педагогического мастерства от директора Семёнова. Он крепко убеждён: чтобы быть учителем, надо хорошо помнить своё детство и уметь в него возвращаться. «Вот у нас тут недавно спор шёл: устанавливать ли в спальне перегородки, чтобы у ребёнка было хоть какое-то личное пространство? И некоторые коллеги считали, что это блажь, что такие дети, как наши, должны быть постоянно на глазах у воспитателя… А я до сих пор не понимаю - о чём тут спорить? Мне бы, маленькому, понравилось быть всё время на глазах у кого-то?» - раздражается Сергей Григорьевич. Детей у него сейчас 50. На каждого мальчишку - тома дел. Но о них, об обстоятельствах прошлого, Семёнов не распространяется: «Мне бы, маленькому, тоже не понравилось, чтобы обо мне судачили», - говорит он, и я перестаю видеть в его воспитанниках преступников. Театр жизни До 1964 г. это учебное заведение было колонией для несовершеннолетних. Во времена Макаренко их называли малолетними преступниками, потом - несовершеннолетними правонарушителями. А сейчас? «Наши воспитанники - это ДЕТИ, попавшие в трудную жизненную ситуацию, - с лёгким нажимом в голосе объясняет Сергей Григорьевич. И, как бы извиняясь за резкость, продолжает: - Им просто не повезло. Я вот не устаю поражаться: в каких же идеальных условиях, в какой любви и ласке воспитывали меня! Мой отец был военным, мы почти пять лет прожили в Германии, там я ходил в школу. Нам, правда, не разрешали играть с местными, но, может быть, из-за тех школьных заграничных лет я убеждён: детям нужно много впечатлений - это главное!» Страшно подумать, каких впечатлений уже успели набраться мальчишки (в спец-училище принимают с 11 лет), до того как попали к Семёнову. И очень хочется спросить: а боялся ли он сам когда-нибудь своих учеников? «Помню, уже директором был, в начале 90-х, привезли мы детей в Питер. Осматриваем Петропавловскую крепость, вдруг подходит ко мне помощник и говорит: «Дети сказали, что, если мы сейчас не купим им мороженое, они разбегутся. Сразу». Представляете? 17 пацанов, два педагога и такой вот ультиматум. Смотрят на тебя, им и страшно, и интересно. Пришлось собраться и сказать: «Дорогие мои дети, ещё одна такая шутка - грузимся в автобус и уезжаем домой. Сразу!» А что делать? Подъехали к театру - снова заявление: «Вы, Сергей Григорьевич, сами на спектакль идите, а мы вас в автобусе подождём!» Объяснил, что идём все вместе или никто. Но какого же я тогда дал маху… Почему я решил, что «Дон Жуан» - это по «Маленьким трагедиям» Пушкина? А про то, что театр-буфф - это далеко не ТЮЗ, я догадался, когда кордебалет на сцену вышел… Но мальчишки были поражены! Весь вечер уговаривали пойти завтра ещё. И желательно на то же самое». Но есть истории, про которые Сергей рассказывать не любит. Ну, например, как ещё молодым учителем впервые увидел, как бьют детей, и... упал в обморок. Или как его назначили директором аккурат в те времена, которые принято называть «лихими». Страна в разборках забыла, что детей в закрытых спецучреждениях надо хотя бы кормить! Рука королевы Он стучался во все двери, использовал все связи, заводил новые: жить надо было! «И ещё я понял, что образовательному учреждению нужна идея - как государству. И эта идея мне приснилась, как Менделееву его таблица. Мне приснился гадкий утёнок Андерсена», - рассказывает Сергей Григорьевич. От андерсеновского утёнка, который обязательно должен стать лебедем, закрутилась тонкая и неожиданная ниточка отношений сначала с датским консульством в Петербурге, а потом и с самим Датским королевством, а также с датской системой образования. И им стали помогать: оборудованием, спортивным инвентарём, одеждой, игрушками, методиками, в конце концов. Сергей Семёнов, к слову, - один из 12 послов Андерсена в России, с королевой Маргрете II знаком лично. «Когда меня представляли, я страшно нарушил этикет. И ведь предупреждали: когда королева подаст руку для приветствия, надо протянуть свою ладонью вверх и так легко пожать королевские пальцы. А я забыл от волнения, как тряхнул по-нашему», - смеётся директор. К опыту датчан в своей сфере он апеллирует постоянно, о чём бы мы ни говорили. Хоть о той же «наполняемости»: в крохотной Дании действуют 30 спецшкол, максимальная численность учащихся - 35 человек, на двух детей приходится один воспитатель. «Чтобы за одну руку у него держался один ребёнок! У нас сейчас получается по пять-семь ребят на одного взрослого», - подчёркивает Сергей Григорьевич. В огромной России таких школ и училищ всего-то 24. Приключений в «закрытой» школе не меньше, чем серьёзной взрослой работы. Ведь это же училище! Ребята учатся профессии столяра, каменщика-штукатура, автослесаря, растениевода, животновода. Да мало ли что в жизни может пригодиться! «У нас стали очень популярны уроки этикета. Мы для этих занятий даже сок закупаем двух видов: светлый и красный, чтобы во взрослой жизни ребята уже знали, когда уместно подавать белое вино, когда красное», - рассказывает Сергей Григорьевич. А ещё в столовой стоит трон - не для директора, конечно. Для именинников. «С утра тот, у кого праздник, усаживается на трон, мы его поздравляем, подарки дарим. А вечером уже чаепитие», - поясняет директор. А почему столовая посвящена сказке «Суп из колбасной палочки»? Во-первых, чтобы дети её прочитали, а во-вторых, чтобы они её помнили. Сказка длинная, философская. В ней мышиный король обещает жениться на той мышке, которая сможет сварить суп из палочки. И каждая претендентка, пытаясь выполнить задание, много чего узнаёт о том, что «из колбасной палочки», т. е. из ничего, может вырасти большая несправедливость или большая любовь, что короли редко слышат истину, предпочитая сохранить лицо перед подданными, что красоту ценят те, кто её творит… Глядя вслед каждому выходящему из училища пацану, Семёнов уже 17 лет думает одно и то же: он сделал всё, что мог?
группа№8 моя бабушка работала в училище учителем истории - волкова клавдия федоровна и жила всю жизнь в том самом 16-ти квартирном двухэтажном доме который вы строили
Очень люблю и уважаю этого редкого по дарованиям и чувствам педагога и человека. Вот вдумайтесь:
цитата:
...И эта идея мне приснилась, как Менделееву его таблица. Мне приснился гадкий утёнок Андерсена
Гибкий учитель, удивительный мастер, величайший дар терпения и мудрости, кладезь ума, опыта и добросердечия... Сложная и богатая судьба. Тот кто знаком с Сергеем Григорьевичем лично - не даст вымарать ничего из вышесказанного.
В Себеже много необычных, в хорошем смысле людей, которые делают жизнь в этом городе неповторимой, уникальной. О многих хочется услышать рассказы и самой рассказать... Низкий поклон Вам, Великие люди Себежа! Благодаря ВАМ, душа человеческая, глядишь прозреет... и:
цитата:
... узнает о том, что «из колбасной палочки», т. е. из ничего, может вырасти большая несправедливость или большая любовь, что короли редко слышат истину, предпочитая сохранить лицо перед подданными, что красоту ценят те, кто её творит…
Хотите верьте, хотите нет, но до сих пор, читая про СПУ , ловлю себя на мысли, что все сильней хочу в Себеж, хотя бы на денек. Хочется . не знаю почему, а может и знаю, пережить хотя бы несколько мгновений из той далекой жизни. Много чего произошло , многое хочется забыть, но только не это. Сильно написал, даже дух захватило!!! Простите за откровенность.
Сообщение: 5865
Зарегистрирован: 17.05.10
Откуда: Россия
Отправлено: 18.04.13 15:35. Заголовок: Сейчас по первому пе..
Сейчас по первому передача идет про СПТУ-1... Рассказывают про училище... его руководителя... про воспитанников... Очень хорошая передача. Вот так СПТУ-1 внесло свой вклад в положительный имидж города... на всю страну!
Отправлено: 18.04.13 16:40. Заголовок: Ангелы на обочине
ПОКА ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО
Ангелы на обочине
В небольшом городке Себеж, что на границе России, Латвии и Белоруссии, среди сотен озер и красивейшей природы,находится Себежское специальное училище закрытого типа,где подростков, которые преступили закон, заново учат жить по-человечески.
Блистательный,тонкий,одновременно смешной и грустный,народный артист Советского Союза Зиновий Ефимович Гердт родился в местечке на берегу Себежского озера. Теперь это городок Себеж на границе России, Латвии и Белоруссии, где на берегу озера стоит памятник Зиновию Гердту.
Так получилось, что в этих прекрасных местах проходит важная часть детства сегодняшних героев программы "Пока еще не поздно". Кто же они? Будущие актеры? Может быть... Разновозрастные пацаны в одинаковой форме живут не в интернате и не в колонии,но и не в санатории для подрост- ков. Себежское спецучилище закрытого типа — это место,где подростков, однажды преступивших закон, заново учат жить по-человечески.
Здесь все по-армейски четко,даже на мытье рук - лишь несколько секунд.Воспитанники — полсотни уличных пацанов, пятнадцать из них — детдомовцы, остальные либо из неполных семей, либо из проблемных.
Каждый из них за свою короткую жизнь уже успел совершить преступление,и не одно.Здесь же для них - трехразовое питание, кружки по интересам, школа, про которую многие из них,наверное, уже забыли, много спорта, да еще мотивы из сказок Андерсена и Пушкина. Один вопрос: зачем этим пацанам нужно такое?Для них с детства мама– это анархия.Разве можно их перевоспитать и научить жить с людьми по-людски?
Этим пацанам откровенно повезло, потому что в Себеже есть человек, который готов ради них на все, жизнь за них кладет,и его переубедить невозможно: "Мальчики могут быть хорошими".Он верит в них.
Сергей Семенов,директор СПУ №1 г.Себеж: "Это малолетние правонарушители,но лучше мы скажем, что это дети, попавшие в особо тяжелые условия. Если у человека есть хорошие воспоминания, с детства набранные,то они его обязательно его спасут.Может быть,даже одно воспоминание,вынесен- ное из детства,удержит его от преступления. Родители обязаны всегда думать об этом. Почему мы для детей так много стараемся делать? Для того, чтобы эти воспоминания становились в такую крепостную стену, которая бы защищала его от неправильных поступков в будущем".
Его зовут Сергей Григорьевич Семенов, директор Себежского спецучилища закрытого типа. Почти двадцать лет он отдал этому училищу и сотням пацанов. Сегодня в училище событие – с минуты на минуту должен прибыть новенький воспитанник,52-й по счету.Его везут из Москвы,из центра времен- ной изоляции.
Самому старшему себежскому воспитаннику под 18, младшему – 12. Дедовщины и блатного "этикета" в училище нет. Как ему удалось победить блатную иерархию среди пацанов,в точности повторявшую законы взрослой зоны, директор Семенов рассказывать не хочет,отвечает уклончиво:"Просто создал детскую республику". Создал.Даже выборы есть — в училище выбирают "старших братьев",и выборы, говорят, проходили куда более драматично, чем выборы президента.
Директор Семенов только что вернулся из Дании,где у Себежского училища много друзей.Всем при- вез небольшие подарки, воспитателям – магнитики, пацанам – авторучки. Презенты все с символикой из сказок Андерсена.
Больше недели отсутствовал Сергей Григорьевич. Для такого учреждения, для этих пацанов срок, достаточный для того, чтобы пойти в разнос. Поэтому сейчас директор очень внимательно смотрит на все детали – не дала ли где-то трещину построенная им система. Дел громадное количество.
Владимир Баскаков – молодой тренер,он отвечает за все спортивные достижения этой себежской "молодой гвардии". Сам лыжник, но ведет и волейбол, и футбол. Спорта в Себеже много.
Рабочий день у педагогов с 9 утра до 8 вечера,выходных совсем немного.Но работа в Себеже – это не работа, это образ жизни.Володя Баскаков сам когда-то был учащимся этого самого спецучилища, и попал сюда не просто так, и провел здесь довольно много времени. Но потом, окончив его, вер- нулся сюда работать.
Один из активных спортсменов,Алексей Ельшин из города Колпино,промышленного центра под Санкт- Петербургом. 16 лет Алексею и два из них он провел здесь, в спецучилище. Попал сюда,как обтека- емо любят говорить воспитанники, за "нехорошие дела", а именно, за распространение наркотиков.
Через два года жизни в училище в Себеже, жизни такой, какой дома у него никогда не было, Лёша Ельшин говорит,что пересмотрел свою жизнь и теперь критикует образ жизни тех своих друзей,кото- рые остались на воле и как взрослый рассуждает о своем будущем, хочет получить профессию,отслу- жить в армии.
Ему осталось всего ничего. Через несколько месяцев Лёша Ельшин выйдет за ворота Себежского учи- лища. А у новенького, только что привезенного из Москвы, впереди весь срок.
Новенького зовут Антон Сибильдин, он из Люберец. На вид взрослый, хотя всего 14 лет. Из вполне благополучной семьи.Папа у него – офицер милиции,ветеран Афганской войны,дедушка,который был главным авторитетом, моряк.
Казалось бы, 14 лет, еще почти ребенок,а,на самом деле,он – взрослый. Слишком взрослый,закален- ный нашей действительностью.Он знает такую правду жизни,от которой мурашки по коже,в том числе и правду о наркотиках, которые в Люберцах достать легче легкого...
Для таких, как этот мальчик, попасть сюда, в Себеж, в спецучилище – это шанс на спасение. Ведь в ином случае ему был грозило до двадцати лет тюрьмы. Антон честно признается: отбывание срока в три года здесь, в Себеже – это его личное добровольное решение.
Живая достопримечательность Себежа и Себежского озера-белые лебеди.Они здесь живут круглый год и даже не улетают на зиму.Поразительное совпадение:на эмблеме специального Себежского учи- лища - тоже белый лебедь. При первом знакомстве директор Семенов обещает новичку Антону, что тот обязательно станет из гадкого утенка белым лебедем.Пусть это и звучит наивно и романтично.
Непослушных, неуправляемых гадких утят для того,чтобы они имели шанс превратиться в белых лебе- дей,в Себежском училище учат жить по распорядку – умываться,заправлять за собой кровати,делать зарядку, делать уроки, работать.
У них не только литература с математикой ежедневно по расписанию,у них еще очень приличная физи- ческая нагрузка, своего рода репетиция перед будущей армией. Школа, безусловно, важна, спорт тоже очень важен. Но есть еще одна дисциплина в Себеже, называемая сложным, но понятным словом "трудотерапия".
Рабочий по уходу за животными, овощевод, слесарь, каменщик, штукатур,столяр. Эти профессии паца- ны получают здесь. Кроме того, их здесь отучают от безделья и лени.
День не такой как все не только потому,что телевизионщики приехали и новенький появился.Сегодня в спецучилище в Себеже есть еще один гость — московский артист,рэпер ST. Никогда в жизни никто из них не видел так близко артиста,тем более рэпера. Кто же не любит рэп? Поэтому сразу пацаны просят ST зачитать что-нибудь о жизни.
"Завяжи мои глаза, заглуши эти голоса внутри. Этот мир сходит с ума, мне нужна тишина на миг. Мы вспоминаем ветеранов 9 мая,но каждый день забываем,за что они сражались,и бабушки у метро все также вызывают жалость. Я не силен в политике, не люблю, когда по телику в ла-ла срывается бла-бла. Моя страна устала, ей нужна тишина, Фемида правосудия слепа. Завяжи глаза".
ST для многих из них кумир, они его видели по телевизору, а теперь, вот ведь счастье, могут с ним поговорить вживую.
Мальчишки с огромным вниманием слушали стихи Александра,то есть ST. Может быть,это потому,что он сам в свое время прошел детдом, семейный детский дом,и знает,на каком языке с такими паца- нами разговаривать и как.
Вася Лыкшин для Себежского училища звезда,примерно как рэпер ST,может быть даже еще больше, потому что это звезда своя, родная. Он, наверное, самый знаменитый из выпускников Себежа, актер, снявшийся в фильмах "Ангел на обочине", "Сволочи", сериале "Громовы". Быстро зажглась его звездочка, но и быстро погасла. Васи Лыкшина не стало в 2009 году, сердце не выдержало, остановилось. Он умер во сне, совсем молодым.
Есть темы,на которые директор Себежского училища Семенов говорить не любит,тяжело очень вспо- минать. И о погибшем Васе Лыкшине, и о том, что когда-то в училище был голод. Было и такое в середине девяностых,когда государство забыло про них. Кормить было нечем. Как он сумел свести концы с концами? Как он сумел сохранить училище,вытянуть его из нищеты и чего ему это стоило? Только Семенов и знает. Просто в неполных сорок лет тогда он заработал инфаркт.
Внутри училища - изящная отделка стен,люстры,живопись на стенах.Парни одеты в одинаковую фор- му, ни дать,ни взять, лицеисты пушкинских времен.Интерьер элитной школы.Одно только маленькое "но": до попадания в эту школу некоторые ученики в 14 лет не то, что писать, а даже читать не умели.
Александр Михайлов - как раз из тех, кто до попадания сюда даже не знал, как выглядит его имя на бумаге.Свой срок почти в четыре года кареглазый парень уже почти отбыл. Саня и рад бы был здесь остаться подольше, но нельзя по закону.
За 18 лет работы Семенова директором через Себеж прошли сотни пацанов,директор помнит каждого. И каждую несложившуюся,неудавшуюся судьбу он до сих пор воспринимает как личную ошибку – не доработал. Например, сегодня звонил бывший выпускник, звонил из зоны, просил фотографии, где он - в Анапе, в Мариинском театре...
Каждому из этих мальчишек в Себеже силами педагогов вкладывают в голову знания,в руки– профес- сию.А что в душу?Директор нашел свой подход к этим сложным,уже обожженным жизнью подросткам. Сказкотерапия – так его можно назвать.
Это выглядит поразительно, но в Себеже, действительно, учат верить в то, что мечты сбываются. Каждый из этих ребят знает сказку про гадкого утенка и хочет, чтобы в его жизни было все, как в той сказке – из гадкого утенка в прекрасного лебедя. В Себеже есть даже урок этикета для юных правонарушителей. Это новаторство директора Семенова.
Принимать директора Семенова таким, какой он есть, одержимого высокими идеалами и окруженного оравой из пятидесяти трудных подростков, женщины как-то не могут, поэтому директор не женат. Оба его брака распались, жены не выдержали того,что директор Семенов — директор круглосуточно, и на собственную семью его не хватает. Но Семенов,похоже,уже привык жить одной только работой и даже не расстраивается.
Многим из нас,взрослых сказка про прекрасного лебедя может казаться наивной и смешной.Ведь за этими коваными воротами парней ждет суровая правда жизни.Но пока хоть кто-то,хоть один человек верит в этих детей, у них еще есть шанс расправить крылья и больше не падать так низко.
Когда у очередного пацана заканчивается срок,мальчишки вышивают красные ленты своими руками, на свой вкус. Все эти ленточки они привязывают на огромный фонарь на площадке перед училищем. Все остальные воспитанники выстраиваются здесь рядами, и парень, проходя сквозь строй,выходит к открытым воротам, а затем и на улицу.
Эта церемония называется символично "Полет лебедя".Гадкий утенок вырос и превратился в лебедя. Человек, который придумал все эти символы,директор Семенов,очень хочет,чтобы его пацаны пове- рили в сказку и начали настоящую счастливую жизнь.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 622
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет