Это рассказ о евреях,отправленных в годы войны одной из организаций в Европе
работать на Северо-Запад России,в т.ч. и в район Себежа-Идрицы на адский труд
по ремонту ж.д. полотна...Работы велись от Себежа до В-Лук и в других местах...
Многие здесь и погибли от голода,холода,болезней...Незначительная часть выехавших
сумела вернуться обратно в Европу..
Ниже приведен небольшой кусок рассказа,лишь та часть,где упоминается Себеж, Идрица...
Полностью можно скачать небольшой файл по ссылке:
http://www1.yadvashem.org/yv/ru/pdf/yad_vashem_studies/gutterman.pdf - Скачать (864 КБ). pdf.
В скачанном PDF-файле читать удобнее. И понять,что же это были за евреи,куда
и зачем они ехали и как попали в район Себежа...
Извиняюсь,не отформатировал текст по ширине,нет времени да и,честно говоря,лень...
Лето,однако..
*******
Евреи под началом организации Тодта
Путь на восток
Белла Гуттерман
Мы шли как солдаты,нас же обучили.Они хотели, чтобы в городе знали,что
есть добровольцы,которые едут на работу в Советский Союз,добровольцы…
Мы ни о чем не думали.Мы хотели знать, что нас ждет,куда нас посылают
после красивых речей, чего от нас хотят?
На станции стоял военный грузовой состав, и евреев распреде-
лили по вагонам – 30–40 человек в каждый вагон. Спальных по-
лок не хватало; многим приходилось ложиться на пол, рядом с ве-
дром для нечистот, которое быстро наполнилось – двери вагонов
были открыты только на шестой день пути. В остальных вагонах
ехали инженеры и квалифицированные работники ОТ, польские
подневольные рабочие и солдаты вермахта. Уже в пути евреи стол-
кнулись с жестокостью охранников – в основном румынских сол-
дат из Буковины, иногда даже говоривших на идише. Они узнали
в узниках евреев и сообщили, что им, в прошлом работавшим на
евреев, теперь выпала возможность отомстить за «эксплуатацию».
В пути охранники часто избивали евреев и издевались над ними.
По дороге состав останавливался ненадолго на боковых путях,
но евреев не выпускали из вагонов и не всегда кормили. Молодые
люди не понимали, где они находятся и куда движутся, и только
от железнодорожников узнали, что они едут по Восточной Прус-
сии. Дорога заняла около двух недель. Они проехали Кенигсберг
и впервые получили разрешение выйти из вагонов в Каунасе, где
им удалось помыться снегом. Некоторые надеялись спастись бег-
ством, когда поезд достигнет территории Советского Союза, но
теперь они поняли, что невозможно бежать, не зная языка и не
умея ориентироваться на местности
От Каунаса их везли в открытых вагонах;
следующая остановка была сделана в Вильнюсе.
Проезжая по оккупированным территориям, они повсюду виде-
ли разруху и запустение.
После двух недель пути они прибыли к месту назначения. Зим-
ними ночами под белесым небом заключенные все больше страда-
ли от мороза.
*******
Состав остановился в городке Себеж на юге Псковской области,
где были расположены сборно-транзитный лагерь и штаб ОТ52
В Себеже солдаты вермахта сняли с поезда 50 евреев и приказали
им переносить грузы из немецкого состава в местный поезд.
На поезде, который привез заключенных, отправляли
в лагеря в Рейхе советских военнопленных. Сразу по прибытии
евреев поставили расчищать снег и укладывать рельсы – в то
время грузы, доставленные немецкими составами, приходилось
перевозить к линии фронта на санях. Остальные евреи из транс-
порта продолжили свой путь на восток в местном поезде и при-
были в поселок Чихачево.
Каждый день они пешком ходили на работу за пять-шесть километров;
их новые ботинки,к подошвам которых прилипал снег, превратились
в орудие пытки. Работа должна была выполняться очень быстро.
Заключенных разбивали на маленькие бригады: одна бригада
сметала с рельсов снег, другая очищала шпалы от наросшего
на них льда, третья разбирала рельсы, четвертая укладывала
их на необходимую ширину, пятая укрепляла железными гвоздями,
вбить которые можно было только с помощью тяжелого молота.
Снег между тем продолжал падать на только что очищенное место;
словом, это был сизифов труд.
Узники страдали от холода и изнурительного труда, многие
просто садились неподвижно, предпочитая замерзнуть до смерти.
Прибывший с транспортом доктор Лайтнер уговаривал заклю-
ченных все время двигаться, чтобы обеспечить циркуляцию кро-
ви: напряженный труд был единственным спасением от мороза
С продвижением работ узники из большой группы достигли
Идрицы. Они работали маленькими бригадами, продвигаясь
вдоль железнодорожного полотна на восток через местечки Мае-
во и Тригуча в районе Великих Лук
Оказавшиеся в Идрице (городке, где ОТ собирала прибывшие с запада
транспорты) слышали от своих начальников, что они стали первой
группой такого рода и что их труд покажет, стоит ли набирать
новые партии еврейских рабочих из лагерей организации Шмельта
Два свидетеля упоминают название «Тригуча». На линии Себеж –
Великие Луки нет населенного пункта или станции с таким названием.
Возможно, свидетели имеют в виду деревню Грибушино к западу от
Великих Лук.
Евреи из транспорта встречали местных евреев, которых
тоже привозили на работы. Местные евреи носили белые нару-
кавные повязки с шестиконечной звездой. Попытка разговорить
их не увенчалась успехом: местных евреев отпугивали форма и
свастика, кроме того, им запрещено было приближаться к ра-
бочим.
Евреи из транспорта кричали «Гут шабес!» и «Шма, Исраэль»,
но и это не помогало. Один из них сумел поговорить
с местной девушкой, работавшей на разгрузке щебня, и узнал,
что всех евреев городка забрали. Продвигаясь вдоль железно-
дорожного полотна, они попали в местечко, жители которого,
вероятно, были недавно выселены. Они заходили в дома, где на
дверных косяках висели мезузы, на столах лежали молитвенни-
ки; в одном доме они нашли связку писем от сына с Ленинград-
ского фронта, а в доме врача – остатки недавно приготовленной
пищи. Делать было нечего, и евреи из транспорта воспользова-
лись оставленной мебелью, чтобы развести огонь в печи и не-
много согреться.
В регионе функционировало немало немецких предприятий,
переправлявших машины и оборудование на оккупированные
территории России. Кроме того, к оперативным командам ОТ
присоединялись инженеры и служащие, и молодые евреи рабо-
тали бок о бок с ними и под их надзором. Один из выживших
запомнил имя бауфюрера инженера Ханке, шестидесятилетнего
немца, который издевался над евреями с самого первого дня.
Их национальная принадлежность больше не была секретом, и он
позволял себе бить их и обзывать «вшивой компанией»; очевидно,
никто уже не пытался соблюдать маскировку. Еврейские заклю-
ченные подвергались здесь более жестокому обращению и более
страшным издевательствам, чем в лагерях Силезии.
Впрочем, не все сотрудники ОТ были бесчувственными.Многие инженеры
обращались с узниками по-человечески и даже пользовались
услугами одного еврея – он работал возле бензинового насоса и
мог наполнять их зажигалки (а в результате проблем со снабже-
нием бензин ценился на вес золота), и он их не выдал, даже когда
командиры допрашивали его по поводу уменьшения запаса бен-
зина в резервуаре
Еврейскую молодежь поселили в вагонах товарного соста-
ва, который продвигался вперед по мере продвижения работ по
укладке рельсов и сужению колеи. Их разместили в самых даль-
них от локомотива вагонах, где они не могли греться даже теплом
двигателя – а температура на улице достигала 36 градусов ниже
ноля.
Пищи они получали мало, а хлеб был таким черствым,
что его приходилось пилить пилой или рубить топором. Днем,
во время получасового перерыва, им давали суп: разлитый по
мискам, этот суп сразу же замерзал. Выжившие указывают, что
положение других рабочих было не лучше и что все – солдаты,
гражданские лица, подневольные рабочие – страдали одинако-
во.
Впрочем, в одном вопросе для евреев сделали исключение:
как уже упоминалось, их поместили в последних вагонах поезда –
и неслучайно. По приказу начальства паровоз обычно прице-
пляли сзади, в конце ряда вагонов, а не спереди, и таким образом
еврейские рабочие оказывались в передних вагонах поезда, дви-
гавшегося по железной дороге. Начальство при этом рассуждало
цинично, но практично.
В те дни начались партизанские диверсии на железных дорогах,
и ночные нападения наводили ужас на беспомощных немцев.
Ночью партизаны переводили стрелку или перемещали специальный
знак, установленный в конце рабочего дня и указывающий,
где заканчиваются уложенные рельсы, и не раз случалось,
что утром локомотивы продолжали движение по неправильной разметке
и переворачивались, увлекая за собой вагоны, калеча людей
и повреждая технику.
Поэтому начальство помещало локомотив в конец поезда,а евреев– в на-
чало: никого не беспокоило, если вагоны с еврейскими узниками
сходили с рельсов и переворачивались. Евреев выручал снегами
«генерал Зима», точно так же, как прежде выручал он Красную
армию. Снег не раз спасал заключенных от смерти и смягчал
падение, когда они вываливались из перевернувшихся вагонов.
Строительство шло, рабочие команды продвигались на восток и
на север. С линии фронта доносились отзвуки канонады, мимо
молча проходили на лыжах немецкие солдаты в белых маскха-
латах. Не раз конвой и рабочие подвергались бомбардировке с
воздуха, и пока немецкие рабочие поспешно искали, где бы спря-
таться, евреи лежали свернувшись в глубоком снегу, без всякого
укрытия, и наблюдали за паническим бегством представителей
расы господ
В течение своего (примерно четырехмесячного) пребывания
на востоке евреи ни разу не мылись и не меняли одежду; по вос-
кресеньям они могли постирать только нарукавную повязку. Все
страдали от обморожения, и даже те, кому удалось раздобыть
варежки, вынуждены были их снимать, так как они прилипали
к железным рельсам и затрудняли работу. Они работали голы-
ми руками, и кожа на руках облезала; они страдали от крова-
вых ран и обморожения носа, пальцев рук и ног, от различных
болезней.
Мертвую плоть с обмороженных конечностей отрезали
ножницами – из медицинских средств была только аптечка
первой помощи, привезенная одним из евреев из лагеря Эйхталь.
Они работали от рассвета до темноты, без выходных, а на ночь
их запирали в вагонах. Молодые люди часто плакали по ночам,
некоторые сходили с ума; многие, устав бороться, замерзали на-
смерть
Выходить по нужде разрешалось только всей группой, а
по ночам они отправляли естественные потребности в запертых
вагонах, что добавляло грязи, вшей и болезней. Немногие отва-
живались время от времени снимать одежду, чтобы вытряхнуть
вшей или даже попытаться помыться, окунувшись в глубокий
снег.
Их терзал постоянный голод, так как паек состоял из кило-
грамма мерзлого хлеба на три дня и миски холодного супа.Такую
жалкую пищу получали не только евреи; солдаты, служившие в
тех местах, не имели лучшего. Однако и у еврейской молодежи
было преимущество: молодые люди, еще не пристрастившиеся к
курению, могли обменивать относительно щедрые пайки сигарет
и табака на порции хлеба и вареной картошки у русских женщин,
работавших неподалеку, и пожилых крестьян, мечтавших о куре-
ве.
Немногие выжившие смутно помнят короткие часы отдыха.
Каждый забивался в свой угол и пытался согреться как мог, ни-
кто не пытался завязать разговор, никто не выказывал интереса
к культуре или религии. Они помнят только один случай, когда,
воспользовавшись возможностью погреться, они сгрудились в
домике с теплой печкой на станции, и вдруг кто-то вспомнил,
что, по его подсчетам, в этот день наступал праздник Пурим.
Они разговорились, вспомнили о доме, обменялись анекдотами,
связанными с этим праздником, и на этом все и кончилось.
С продвижением работ на восток узников, по 80 человек в ва-
гоне, привезли в район Великих Лук; их разместили в заброшен-
ных бараках и пешком водили на работу. Оттуда их отправили на
север, в Чихачево, ближе к Пскову, и здесь отношение к ним из-
менилось к лучшему, потому что все члены оперативной коман-
ды – солдаты, гражданские работники, подневольные рабочие и
евреи – жили в одинаковых условиях. Страшная зима притупила
ненависть; над евреями больше не издевались. Наказывали толь-
ко за небрежность в работе.
Условия жизни и работы в ОТ на оккупированных террито-
риях, где оказались евреи этого транспорта, были результатом
русской политики выжженной земли. Железнодорожные пути
пролегали по полям и лесам; вокруг, насколько хватало взгляда,
простирались только обугленные развалины. Партизанское дви-
жение набирало силу, диверсий против ОТ с каждым месяцем
становилось больше. Рабочим группам приходилось в панике
оставлять места работы, оборудование и инструменты из-за воз-
душных налетов, начальники вынуждены были забирать сотруд-
ников ОТ для охраны и обеспечения безопасности. Не раз число
охранников превышало число работников.
Эпидемия тифа
Из-за плохих жилищных условий, страшного холода, скудно-
го питания, скученности и грязи узники начали болеть. Самой
страшной болезнью стала эпидемия сыпного тифа, начавшая-
ся среди евреев. Молодой парень из Клубоцка заболел первым,
и его болезнь не сразу удалось определить – простуда и грипп
были повседневным явлением. Только через несколько дней док-
тор Лайтнер поставил правильный диагноз. Он решил скрыть
случившееся от немцев и после смерти больного похоронил его
в снегу
Второго больного, парня из Сосновца, Лайтнер попытался
отправить в больницу в Идрице, утверждая, что он болен
воспалением легких. Немецкое начальство согласилось на его
просьбу; для сопровождения к больному приставили еще одного
узника.
По пути в Идрицу больной скончался в военном грузовике,
и сопровождающий похоронил его у дороги. Потом он добрался
до Идрицы, явился в штаб организации Тодта и доложил
о своем прибытии немецкому начальнику, умолчав при этом об
эпидемии. Начальник решил присоединить его к польским ра-
бочим ОТ, которые готовились к отправке в сторону Себежа.
Тем временем ему было предложено пожить несколько дней в
пустующей комнате, где обычно проживали рабочие ОТ. Никто,
кроме начальника, не знал, что парень еврей. Два дня спустя его
присоединили к группе польских рабочих, но те узнали в нем ев-
рея и, не обладая великодушием немецкого начальника, отказа-
лись ехать с ним в одном грузовике. Ему пришлось перебраться
на крышу машины, и так он ехал целый день, пока не добрался,
замерзший и больной, до Себежа.
В Себеже он встретил нескольких человек из малой группы,
отделенной от остальных в начале путешествия к линии фронта.
Пораженные его ужасным состоянием, они принялись растирать
его и отпаивать горячим чаем. Когда он пришел в себя, ему рас-
сказали, что происходило с этой группой. Тем временем в Себеж
прибыли остальные евреи из Чихачева; их поселили всех вместе
в помещении казармы.
Среди прибывших из Чихачева уже было немало тифозных больных;
вскоре несколько человек умерли.
Доктор Лайтнер всеми силами пытался остановить эпидемию,
отделить больных от здоровых. Он приказал уложить больных
в дальнем углу помещения, за перегородкой. Но число больных
росло так стремительно, что уже через несколько дней половина
группы не способна была выйти на работу.
Начальник лагеря, представитель ОТ, пригрозил расстрелять
всех, если группа в полном составе не выйдет на рабочие места,
так как видел в этом попытку симуляции и саботажа. Своим по-
ведением в этой ситуации и завоевал доктор Лайтнер симпатии
узников. В лагерях принудительного труда в Силезии товарищи
по заключению не любили его, но во время путешествия на вос-
ток он неукоснительно защищал евреев из транспорта и всегда
приходил им на помощь, без устали лечил больных и ухаживал
за ними и снискал всеобщую любовь и уважение. Его ценили
даже руководители ОТ – их он тоже лечил
Но доктор Лайтнер не мог добиться многого; лекарств не было,
люди продолжали умирать.
Он решил вызвать главного армейского врача и сообщить ему
о сложившемся положении, не давая, однако, полной информации.
Он надеялся, что военный врач поможет ему убедить командира
в необходимости отправить больных обратно в Германию.
Лайтнер подготовился к визиту: тех, у кого болезнь протекала
в легкой форме, он уложил у входной двери, а тяжелых
больных – в конце помещения, где их могли и не заметить, и по-
пытался убрать грязную и вонючую казарму. Военный врач сразу
понял, что речь идет об эпидемии, и согласился походатайство-
вать о возвращении еврейских рабочих, но натолкнулся на резкое
сопротивление со стороны командира лагеря, который угрожал
всех расстрелять.
Обратный путь
Слух об эпидемии среди еврейских рабочих вверг местное на-
чальство и находившихся в Себеже военных в панику. От других
рабочих узники слышали, что военное командование сектора рас-
порядилось отправить здоровых обратно в Силезию, под власть
организации Шмельта.
На следующий день прибыл представитель ОТ, нашел доктора Лайтнера
и приказал ему подготовиться к вывозу здоровых рабочих.
Больных тифом он велел бросить на произвол судьбы:
«Все дерьмо обратно в Германию, но только транспортабельных»
(Die ganze Schei?e zuruck nach Deutschland aber nur die
Transportfahige).
Доктор Лайтнер протестовал; он напомнил командиру,
как представители организации, отправляя оперативные команды
на восток, обещали, что распоряжаться рабочими и отвечать за
них будет армия. Поэтому, доказывал он, необходимо вернуть всех,
как больных, так и здоровых, в Германию. И его просьба была
удовлетворена
Скрытый текст читать здесь В ту же ночь был организован транспорт, и с удивительным мужеством, совершив чудеса преданности и взаимопомощи, здо- ровые евреи (ослабленные и обмороженные) перенесли горящих в жару тифозных больных в вагоны поезда, стоявшего на запас- ных путях в трех-четырех километрах от казармы. Им пришлось проделать этот путь несколько раз, пока не были перенесены все больные, под оскорбительные замечания и издевки наблюдавших за ними солдат. Они шли, хромая, закутавшись в обрывки меш- ков и одеял, осознавая свою ответственность за жизнь больных, которых они тащили под руки. На станции им выдали немного продовольствия, хлеб и варенье, и посадили в вагоны. Здоровые узники были настроены скептически,подозревали ловушку и не верили, что их вернут в Германию; только когда поезд тронулся, они начали надеяться на лучшее. Доктор Лайтнер распределил их по вагонам таким образом, чтобы в каждом оказались и больные и здоровые, и предупредил, что необходимо по-прежнему скры- вать факт эпидемии от сопровождавших состав солдат вермахта. В пути им выдавали холодную, но съедобную пищу, и поскольку больные не способны были есть, здоровым хватало. Дорога на за- пад оказалась не легче дороги на восток. Во время движения ва- гоны были опечатаны, люди страдали от жажды и на остановках умоляли о глотке воды. Иногда солдаты и гражданские жалели их, однако в дороге скончались еще несколько узников; трупы оставались в вагонах. Изредка узникам разрешали выйти, и они смешивали варенье со снегом и поили больных, а умерших хоро- нили в снегу. Первая остановка произошла в Вильнюсе, где еврейских рабо- чих решили поместить в большое дезинфекционное помещение, которым пользовалась немецкая армия. Здесь тоже следовало скрывать, что они являются носителями тифа, и доктор Лайт- нер приказал всем, даже больным, выйти на построение. Группы по 50 человек заходили в дезинфекционное помещение,удивляя работавших там еврейских врачей и медсестер: они не ожида- ли увидеть евреев на объекте, которым пользовалась немецкая армия. Больным был обеспечен прекрасный уход; впервые за четыре с лишним месяца узники помылись в горячей воде, им перевязали раны и обработали обмороженные места; была также сделана попытка уничтожить вшей, от которых страдали все. После дезинфекции их вновь посадили в товарные вагоны и повезли по знакомому маршруту через Каунас и Восточную Пруссию. В Каунасе они прошли поверхностную дезинфекцию и помылись холодной водой – после этого некоторые простудились и несколь- ко человек умерли. Вагоны были открыты; на каждой станции здоровым разрешалось выйти, чтобы размять ноги. На одной из разрушенных станций на территории Литвы узникам разрешили открыть паровой шланг локомотива и вымыться горячей водой Их уже не так строго охраняли. Румынские охранники не сопро- вождали их в пути на запад; теперь охрана состояла из пожилых солдат вермахта, проявлявших сдержанную симпатию к узникам и разрешавших вытаскивать из вагонов разлагающиеся трупы – эпидемия продолжала свирепствовать. На пятый день пути они оказались в Кенигсберге. Там еще существовала маленькая ев- рейская община, и ее представители прибыли на небольшом гру- зовике и забрали 50 трупов, которые обещали захоронить Пока узники ждали на станции, они удостоились исключительного жеста: гражданские, ожидавшие поезда с ранеными немецкими солдатами, щедро наделили евреев едой. В марте 1942 года, после десятидневного пути, в исходный пункт в Бреслау вернулись приблизительно 120–150 выживших – меньше половины евреев, отправленных с зимним транспортом Целые сутки состав простоял на станции с запертыми в вагонах заключенными, и никому не было до них дела. Евреи чувствова- ли, что «эти, из организации Тодта, избавились от нас, передали товар» На следующий день несколько грузовиков перевезли их в Гросс-Массельвиц. Узники лагеря с изумлением смотрели на них – заросших, бородатых, высохших и бледных. Их разме- стили на время карантина в каменном здании и несколько дней держали в кроватях – и никто не интересовался их судьбой. Тиф снова усилился, больные бредили в жару; вскоре эпидемия рас- пространилась на других узников лагеря и даже на немцев. Еще через несколько дней евреев из транспорта перевезли на поезде в лагерь Аннаберг, там их ждали последние письма от родных.
|
http://www1.yadvashem.org/yv/ru/pdf/yad_vashem_studies/gutterman.pdf - скачать (864 КБ)